Снести нельзя оставить: обсуждаем закон о реновации с уральскими экспертами

"Кто рискнет отселять людей при низкой цене "квадрата"?

В конце минувшей недели в Госдуму был внесен законопроект с непримечательным названием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который уже вызвал бурную дискуссию среди участников рынка недвижимости.

Как писало "Уралинформбюро", проект является попыткой примерить опыт московской реновации "возрастных" кварталов к другим регионам России. В нем прописаны единые правила игры для сноса и отселения ветхого и аварийного жилья в зонах так называемого комплексного развития.

В частности, доля аварийных домов на территории, отданной под реновацию, согласно задумке разработчиков, должна составлять не менее 50%, при этом за снос и отселение должны проголосовать не менее 2/3 собственников квартир в этих домах. В то же время законопроект позволяет отселять граждан и по решению суда.

Кроме того, документ определяет правила для участия потенциальных инвесторов такого развития территорий в земельных аукционах, организуемых местной либо региональной властью. Такой инвестор должен иметь опыт работы в жилищном строительстве не менее трех лет и построить минимум 5 тысяч квадратных метров жилья.

Ряд экспертов полагает, что новый порядок реновации может ударить по интересам простых горожан. Так, столичный портал недвижимости "Мир квартир" в материале от 23 сентября нагнетает:

Скоро жилье смогут просто изымать, если кому-то из застройщиков понравится земля, на которой расположен ваш дом".

Чтобы успокоить общественность, вице-премьер Марат Хуснуллин на недавней конференции "Итоги пандемии. Курс на эффективный девелопмент" заявил, что в законопроекте "речи о всероссийской реновации не идет", и "какие будут в окончательной версии утверждены параметры этой программы, будет понятно после обсуждения в первом и втором чтениях".

"Уралинформбюро" решило выяснить мнение о новелле ведущих градостроителей, застройщиков и аналитиков рынка недвижимости Екатеринбурга.

Генеральный директор компании "Атомстройкомплекс" Валерий Ананьев:

- Необходимость решения этого вопроса давно назрела. Как вовлекать в развитие и редевелопмент центральные кварталы, пока инвесторам не обеспечены возможности прогнозировать сроки их строительства и окупаемости? А ключевым препятствием для прогнозирования является отсутствие четкого и эффективного алгоритма работы с собственниками. Сегодня инвестор может только договариваться с каждым собственником в отдельности, не имея возможности прогнозировать срок расселения всего дома целиком. Государство, инициируя закон о реновации, выступает куратором в этом вопросе, помогает защищать интересы как собственников, так и инвесторов, что в конечном итоге позволит сбалансированно развивать центр города, привлекать частные инвестиции для обновления исторических кварталов, создания новых общественных пространств, а значит, эффективнее выполнять задачи, предусмотренные нацпроектом "Жилье и городская среда".

Заместитель директора по связям с общественностью СРО "Уральское объединение строителей" Денис Снетков:

- В целом положительно относимся к попытке ускорить реновацию. Если говорить о строителях, несомненный плюс в том, что государство отдает предпочтение опытным застройщикам. Вообще смещение акцента от выбора строителей по цене к выбору по критериям опыта и квалификации - явный тренд. Что касается жителей, здесь возникает риск получить массовые митинги протеста. Отселять граждан без их согласия, по решению суда - такой подход не свидетельствует о демократии в стране. В этом пункте советуем разработчикам законопроекта четче и лучше продумать мотивацию для горожан, предполагаемых отселенцев.

Руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков:

- Главный вопрос в данном случае - где взять деньги? На процедуру обновления жилфонда даже крупнейших городов нужны определенные ресурсы. Там, где рынок справляется, процесс идет, хоть и медленно. Его можно ускорить путем принятия каких-то дополнительных законов. Но в масштабах страны это будет нерабочий механизм, даже в крупных городах.

Например, в Челябинске цена квадратного метра сегодня не превышает 35-40 тысяч рублей. Какой бизнес там рискнет потратить огромные суммы, отселить людей, проработать на территории 5-7 лет и вернуть затраченные деньги (при такой низкой стоимости квадратного метра — прим. ред.)? А в каком-нибудь условном Алапаевске совершено точно нет застройщика, который будет на свой страх и риск заниматься отселением, выкупом и перестройкой целых районов.

Продекларированный в законопроекте поход может работать в интересах всего нескольких городов. Пока не вижу вариантов что все это будет работать в масштабах страны. И, насколько я понял, правительство этот законопроект не поддерживает, и уверенности в том, что он пройдет дальше и получит одобрение, у меня пока нет.

Подготовил Евгений СУСОРОВ