Бутафорский цирк Владимира Шемякина

И миллиарды Минкульта.

Антракт в работе Росгосцирка неприлично затянулся. Дрессировщики, гимнасты, клоуны маются от безделья и безденежья. А на "манеже" полгода лишь гендиректор Владимир Шемякин, его заместитель Елизавета Гамбург и главный режиссер Юрий Квятковский. Продюсируемое ими шоу "Смерть цирка" ежемесячно обходится государству в 300 миллионов рублей. Все, как в старом анекдоте – мы сидим, а денежки идут.

В сентябре после весенне-летнего простоя открыли свои двери оба московских цирка и цирк в Казани. Они не входят в систему Росгосцирка и вынуждены бороться за каждый рубль даже на строгих условиях шахматной рассадки зрителей.


Фото: facebook Росгосцирка

Руководство государственного цирка заявило - "это несерьезно". По их мнению, цирковой конвейер в тридцати с лишним цирках можно будет запустить лишь, когда будут сняты все ограничения по коронавирусу.

Ну, если пошли разговоры о том, что отменят Президентскую елку в Кремле, то можно не сомневаться – новогодних цирковых представлений не будет. Иными словами – четвертый квартал нынешнего года и первый 2021-го Росгосцирк работать не будет. Год простоя. Какая система такое выдержит?

Избранные прокатчики уже смекнули, что государство у нас доброе. В кормовые ведомости Росгосцирка волшебным образом попали звери-нахлебники. Их дрессировщики в штате госкомпании, а хищники и парнокопытные в собственности прокатчиков, что не мешает им досыта кушать из государственной кормушки.


Фото: facebook Росгосцирка

Тем временем, как заявляет Елизавета Гамбург, за государственный счет идут репетиции новых программ, формируются новые творческие коллективы, к работе под куполом цирка привлекаются лучшие творческие кадры страны.

Есть даже первый пример – программа "Девочка и слон", поставленная в Сочи театральным режиссером Полиной Стружковой по мотивам повести Куприна. Только в городе-курорте этот шедевр никто не увидел – цирк в сентябре не открылся.

Но это не мешает творческой команде Шемякина оцирковывать литературную классику. Как заявляют в Росгосцирке, среди творческой интеллигенции нашлось немало желающих устроить революцию в цирковом искусстве. Репетируют "Маленького принца", шекспировскую "Бурю". "В основе – цирк и трюк", - подчеркивает Гамбург.


Фото: facebook Росгосцирка

Трюк! Телепродюсер, странным образом попавшая в Росгосцирк, наверняка знает про бутафорский реквизит. Выходит пара клоунов. Рыжий с большим усилием старается поднять тяжелую штангу, а когда он отворачивается, напарник лупит его этой пластмассовой имитацией под хохот зрителей.

Шемякин со своей командой сродни этим клоунам. Перед министром культуры Ольгой Любимовой они выкатывают "штангу" - тридцать восемь цирков (ай-ай-ай!), несколько тысяч артистов и работников цирков (ой-ой-ой!), а слонов, тигров, мартышек, попугаев со счету сбиться (ах-ах-ах!). И давай с ней жимы делать, пот ручьем льет. Казалось бы, зачем – ах, денег дайте!

А куда деваться Минкульту? Невидимая зрителю работа якобы кипит (нашили костюмов в Сочи - обхохочешься), громадье планов ошеломляет(особенно цирковых с многолетним опытом). Да и, в конце концов, нельзя же доводить до выбора – голодный медведь съест дрессировщика или наоборот. В итоге год простоя Росгосцирка обойдется казне в три с лишним миллиарда рублей. С такими деньгами верхушка госкомпании может безбедно жить сама и кормить своих знакомых, привлекая их к "поднятию штанги".


Фото: facebook Росгосцирка

В прежние времена перед Росгосцирком стояла банальная задача – не просить денег у государства. Вот вам манеж – крутитесь на нем, как хотите, а кассу дайте. В лучшем 2018 году смогли снизить дотацию до 450 миллионов рублей. Тогда дали свободу прокатчикам, чтобы они своими программами привлекли в цирк зрителей – на этом и заработали.

Сегодня Росгосцирк по мановению руки Шемякина фактически поставлен в режим консервации. При этом штатные артисты получают за временный простой "минималку", а, скажем, администраторы ходят в цирк на работу, которой нет, и зарабатывают значительно больше. Нонсенс?

Еще в апреле руководство Росгосцирка должно было представить Минкульту РФ план оптимизации расходов. По данным "Уралинформбюро", его нет и в помине. Управленческий штат госкомпании не сокращен – он ведь нужен для организации бутафории.


Фото: facebook Росгосцирка

В литературной классике не обойти горьковское "На дне". Это то самое место, где сейчас лежит государственный цирк России. Для того, чтобы с него подняться, нужны не эксперименты "по Шексиру" с проматыванием миллионов, а строгая финансовая диета, сокращение расходов. Это называется антикризисный менеджмент, в котором трио Шемякин-Гамбург-Квятковский столь же уместно, как клоуны на манеже со львами.

Андрей БЕЛЫЙ

Еще в сюжете: Цирк до соплей

Актуальное