Электромобили: путь к спасению или модный тренд?

Фото: pixabay.com 

В России ответ не сформулирован.

В ближайшие годы в России намечен курс на экологичные автомобили. Председатель правительства Михаил Мишустин презентовал концепцию развития производства электрического автотранспорта.

Момент перелома

Уже к 2024 году в стране планируют выпустить не менее 25 тысяч электромобилей и открыть 9 тысяч станций подзарядки для них. А к 2030 году 10% всех автомобилей, собираемых в России, должны быть электрическими.

В Greenpeace к концепции отнеслись положительно, назвав ее вполне реализуемой, но, возможно, в более длительные сроки. "Несколько лет назад мы выпускали сценарий декарбонизации транспорта, целью которого был стопроцентный переход на электромобили до 2050 года, – рассказал "Уралинформбюро" руководитель энергетического отдела Greenpeace Василий Яблоков. – Эксперты пришли к выводу, что возможен как инерционный сценарий, так и инновационный. То, что прописано в концепции, больше соответствует инновационному, и в перспективе может привести нас к 100% электромобильности".

Россия сильно отстает от многих стран в этом тренде. Для того, чтобы люди по-настоящему поверили, что пришел век электрических машин, нужен некий переломный момент. Например, многие мировые автоконцерны уже обозначили даты отказа от производства бензиновых автомобилей. Если на такой шаг решится АвтоВАЗ, это будет серьезным толчком к решению автовладельцев переходить на экологичный транспорт.

Еще один способ – перенять "запретный" опыт Амстердама и Лондона. В Великобритании запретят продажу новых дизельных, бензиновых и даже гибридных автомобилей с 2035 года, а столица Голландии станет недоступна для таких машин с 2030-го.

Слабое место концепции – в ней совершенно не отражен вопрос происхождения энергии для зарядки. "Откуда берется энергия? Это то, на что часто обращают внимание скептики в разговорах об электромобилях. Выходит, раньше у нас бензин сжигался в двигателях внутреннего сгорания автомобилей в городе, а затем тоже самое будет происходить на электростанциях за городом. Энергетика должна становится чистой, выбросы должны сокращаться во всех сферах, иначе мы ничего не добьемся", – подчеркивает Василий Яблоков.

Трудности перехода

Пока что электромобили в России, скорее, не эффективный способ борьбы за окружающую среду, а маркетинговый ход, может быть, даже политический. Страна сильно зависит от объемов продажи нефти и газа, поэтому нашествие электромобилей – сначала за рубежом, а затем внутри страны – может нанести ощутимый урон этому сектору экономики. Тем не менее, директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков надеется, что на сей раз власти преследуют более масштабные цели, нежели следование трендам.

"Если немного поездить по миру, то можно узнать, что происходит глобальная экологическая катастрофа. Исчезают коралловые рифы, стоит засуха, гибнет урожай. Леса горят во всем мире, – отмечает эксперт. – Так что пора правительству перестать занимать позицию "мы – большая бензоколонка". Хотя о чем можно говорить, если наш президент выступает против ветряных электростанций, заявляя, что из-за них черви лезут из земли и погибают птицы. Видимо, главное, чтобы червяки не дохли".

Но, кстати, электросамокаты тоже свалились на Россию, как снег на голову, и тотчас оккупировали крупные города. Так что тяга к электротранспорту у той же молодежи закрепляется на уровне сознания и формирует тренд на будущее.

Но автомобиль – не самокат, его не унесешь домой на подзарядку. Сейчас в Москве около 2 тысяч автозаправочных станций. Сколько будет энергостанций через три года?

"Что касается регионов с высокой плотностью населения, сосредоточенных в европейской части России, то здесь вполне можно создать инфраструктуру, где можно будет непрерывно пользоваться электромобилем", – считает Василий Яблоков.

"Технологии меняются, еще пять лет назад мы не могли представить, что на аккумуляторе электромобиля можно будет проехать 500 и больше километров", – отмечает Василий Солодков.

Иными словами: на трассе Москва – Санкт-Петербург (700 километров) вполне достаточно разместить с десяток энергозаправок, и гоняй не хочу!

Еще несколько лет назад цена на электромобиль сильно кусалась. Но технологии развиваются, и эксперты прогнозируют, что к 2023-2025 году стоимость упадет до бензиновых и дизельных автомобилей. Динамика продаж уже впечатляет – вторичный рынок растет на дрожжах. По данным Avito, по сравнению с 2019 годом количество сделок возросло на 700%.

"Принятие правительством России концепции развития в стране электрического автомобильного транспорта может заметно подстегнуть спрос на электромобили, – подчеркивает менеджер по работе с ключевыми клиентами в "Авито Авто" Давид Бабаян. – Если в ближайшие годы в стране появятся инструменты льготного кредитования для покупателей электрокаров и будет расширена сеть зарядных станций, это создаст все основания для дополнительного роста продаж электромобилей, в том числе и на вторичном авторынке".

Олег ЕСАУЛКОВ