Кризис с бутылкой

Пьют ли россияне из-за потрясений?

Россия третий год живет в непривычной ситуации тревоги. Два ковидных, один прифронтовой – у всех ли выдержат нервы такие нагрузки? Есть мнение, что один из самых распространенных способов антистресса – напиться и забыться.

Некритичный рост

В пользу повышенного потребления алкоголя в периоды кризисов говорит статистика. К примеру, согласно данным NielsenIQ, в 2022 году розничные продажи в России упали на все категории товаров повседневного спроса. Единственным исключением в этой статистике стали спиртные напитки – их продажи выросли как в деньгах (на 11,2%), так и в литрах (на 0,7%).

"Алкоголь является важнейшим остросоциальным продуктом питания. Так всегда было, есть и будет, в кризисы и вне кризисов. Население может прожить без мяса, хлеба, но без алкоголя, увы, не может. Я не говорю, что это хорошо, но так есть в России, да и во всех странах с европейской культурой", – рассуждает Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

При этом он не выделяет последние кризисы – по его данным, все постсоветские социальные и экономические потрясения протекали с примерно одинаковым ростом потребления спиртных напитков.

"В период социально-экономических и психологических кризисов потребление алкогольной продукции возрастает в пределах 5%. Это не так много. Никакого процесса мощной алкоголизации не произошло и не происходит. Я всегда привожу простой пример: вот вам на 5% подняли зарплату. Это грандиозно? Тут так же – ну, пил мужик 100 граммов водки, теперь пьет 105 граммов. Это несущественный, но естественный и постоянный процесс", – объяснил "Уралинформбюро" эксперт.

Не подтверждают резкую алкоголизацию россиян и социальные опросы. К примеру, в исследовании компании "Ромир" говорится, что лишь 14% жителей РФ предпочитают справляться со стрессами с помощью выпивки. Намного большее число людей выбирают прогулки на свежем воздухе (43%), общение с друзьями (39%) и вкусную еду (33%). Выше алкоголя оказался даже спорт – в тренировках с потрясениями справляются 17% россиян.

Классный разлив

При этом после начала СВО произошел ряд других любопытных изменений в модели потребления алкоголя россиянами. В NielsenIQ утверждают, что резко увеличились продажи крепкого алкоголя. И если главный напиток россиян, водка, поднялась на скромные 2,4%, то, к примеру, бренди уже на 7,6%, а джин и вовсе на 41%. По мнению экспертов, такие показатели связаны с тем, что в России стало больше потребителей подобных напитков.

И появились они не из воздуха. В статистике сравниваются данные за 2021 и 2022 годы. И намного важнее оказались не экономические потрясения, а закрытие границ в рамках западных санкций. В результате средний класс потерял возможность привычного отдыха за границей. Невыездные алкоголь потребляют в России, что вносит определенную прибавку как к объемам продажи и потребления алкоголя, так и повышает среднее качество продаваемых спиртных напитков.

Как утверждают специалисты, самые востребованные виды спиртных напитков, по большей части, производятся в России. Лишь 1% продаваемой в стране водки является импортным, пива – 5%, коньяка – 20%.

"Винодельческая отрасль единственная, которая максимально зависит от импорта. На рынке тихого вина 50% импортной продукции. Во втором квартале 2022 года импорт начал падать, а в третьем восстановился и очень вырос. Почему так произошло? Ушли отдельные бренды, но они заменились другими", – подчеркнул Вадим Дробиз.

65% потребляемого виски в России завозят из-за рубежа. Но, в отличие от вина, этот сегмент алкоголя серьезного влияния на общую картину не оказывает. Рынок водки – 800 миллионов литров в год, а виски – всего 70 миллионов.

По данным Дробиза, средний потребитель алкоголя в России тратит на спиртные напитки 2-2,5 тысячи рублей месяц: "У нас несколько групп населения: есть богатые, может быть, их 5%. Средний класс пускай будет 30%. Есть бедные и нищие, это 20%. А вот самая многочисленная, промежуточная группа между нищими и средним классом, - 45%. И если бедные и нищие пользуются рынком нелегального алкоголя, то промежуточный класс предпочитает легальный алкоголь, но самый дешевый".

У отечественных производителей алкоголя есть просторное поле для действия. Пить россияне не бросят. Ведь такой у нас народ – что при радости, что от горя есть проверенное средство.

Олег ЕСАУЛКОВ

"Уралинформбюро" напоминает: алкоголь вреден для здоровья в любых дозах.

Еще в сюжете: Под градусом