След "РоссТура" ищейки не берут

Почему?

Осенью 2018 года тысячи российских туристов не смогли улететь в долгожданный отпуск. Виновником стал "РоссТур", внезапно объявивший о прекращении работы. Спустя год так ничего и неизвестно о сотнях миллионов рублей, которые были отправлены на счета компании екатеринбуржца Александра Недополза. Как, собственно, и о нем самом.

"Уралинформбюро" попыталось прояснить ситуацию в интервью с юристом Игорем Косицыным, который в судах ведет дела, связанные с "РоссТуром".

– Сколько исков, в которых фигурирует "РоссТур", прошло через ваши руки?

– В большинстве дел я представляю туристических агентов. Иногда туристов, если речь идет об иске к туроператору. У меня набирается порядка 70 исков по "РоссТуру", в которых я участвовал как представитель, либо писал какие-то отзывы, апелляционные жалобы.

– Можно попытаться представить, сколько их в целом по стране, ведь "РоссТур" был значимым игроком туристического рынка...

– Есть крупные федеральные туристические операторы, которые формируют туристические продукты. Они заключают договоры с агентствами, чтобы свой продукт продвигать и реализовывать. Но существует схема, которая позволяет работать через центр бронирования.

"РоссТур" был именно таким центром, он позволял агентствам бронировать туры всех операторов через "одно окно". В личном кабинете на основании договора с "РоссТуром" агенты и субагенты могли бронировать любые туры и обрабатывать заявки. Это удобнее, чем работать с сайтом каждого туроператора. Также эта система упрощала документооборот. Из-за этих преимуществ к работе с "РоссТуром" чаще всего прибегали маленькие агентства.

– Что случилось год назад?

– "РоссТур" работал порядка 10 лет (в середине 2000-х была ликвидирована компания Недополза "Джаз Трэвел" из-за долгов в 20 миллионов рублей – прим.ред.). В начале октября 2018 года туроператоры стали отключать его от бронирования. Причиной стали неоплаченные заявки. Туроператоры потребовали от "РоссТура" оплатить их авансом на период до января 2019 года. Важно понимать, что "РоссТур" был ключевым игроком и имел определенные послабления. Если с обычных агентств туроператоры при прямом договоре требуют оплату авансом, то "РоссТур" мог платить позже. Компания могла перевести деньги за день до вылета туристов, также имелась практика обеспечительных платежей. У "РоссТура" накопилось большое количество неоплаченных заявок. И в один момент эта масса стала критичной.

– Что случилось с заявками туристов?

– Туроператоры поставили агентов перед фактом – оплачивать заявки самостоятельно или они будут аннулированы. В итоге некоторые туристы оплатили их повторно, у них возник убыток в виде этой суммы. Остальные заявки были аннулированы, а туристам ранее уплаченные средства никто не вернул.

Сумма ущерба, которую "РоссТур" своими действиями причинил туристам, турагентствам, туроператорам, очень большая. Она превышает, по предварительным подсчетам, 500 миллионов рублей. При этом средняя стоимость тура варьируется от 70 до 100 тысяч рублей.

– Куда отправились туристы со своими претензиями?

– Часть туристов обратилась через суд непосредственно к туроператорам, которые формировали турпродукт и реализовывали его через "РоссТур". Есть часть исков, которые были удовлетворены за счет агентов. Есть и третье пострадавшее звено – это страховая компания ERV. Она предоставляла финансовые гарантии "РоссТуру". Когда возникла октябрьская ситуация, "РоссТур" был не только центром бронирования, но также имел фингарантии в 50 миллионов рублей как оператор. Соответственно, часть пострадавших "по совету" компании обратилась к ERV с требованием о выплате денежных средств.

– И у них получилось?

– Страховая компания выплатила 50 миллионов рублей. Многие вернули свое в полном объеме. Некоторым отказали из-за того, что дата тура у них приходилась до исключения компании из реестра туроператоров – 16 октября 2018 года. Эти туристы пошли в суд. И есть положительные решения, где такой отказ был признан необоснованным. Поэтому сейчас ERV выплачивает дополнительно к 50 миллионам рублей деньги с неустойками и штрафами.

– У туристов есть претензии к турагентам?

– Не без этого, но как раз агенты свои обязательства исполнили. Ими деньги переводились в "РоссТур" на основании того, что у него были договорные отношения с туроператорами. Эти деньги были обязаны уйти далее по цепочке, но их компания не перевела.

Туроператоры несут большие убытки, деньги-то они не получали. Часть из них признали, что заявки были забронированы, что имелись договорные отношения с "РоссТуром". Некоторые пошли другим путем – они после 16 октября просто удалили поступившие заявки со своих сайтов, и в судах напрочь отрицают связь с "РоссТуром". Говорят, что ни турагентов, ни туристов они не знают. А агент при этом ограничен в доказательствах, все следы удалены, приходится доказывать косвенными способами.

До этой ситуации туроператоры и турагенты были партнерами. В судах они стали ярыми противниками. Некоторые операторы, когда проигрывали суды, отключали агентов от своей системы бронирования.

– Так куда делись деньги туристов?

– А вот это непонятно. Деньги остались в "РоссТуре". Что с ними сделала компания? Никто не знает. То ли это был слишком большой кассовый разрыв, то ли деньги куда-то выводились, использовались не по назначению. Этим должны заниматься правоохранительные органы. Но уголовное дело до сих пор не возбуждено. ОБЭП ГУВД Свердловской области ведет доследственную проверку уже год.


Глава "РоссТура" Александр Недополз. Скриншот/Youtube

Если взять формально УПК РФ, то на доследственную проверку отводится 10 дней. Но если этого мало, она продлевается. И так может тянуться годами. Пока материалы с разных регионов собираются и отправляются в свердловский ОБЭП (по месту регистрации головного "РоссТура" – прим.ред.). Но в системе "РоссТура" было много юридических лиц. Соответственно, бронирование и оплата осуществлялись не только через ООО "РоссТур". В связи с этим правоохранителям, возможно, на этапе доследственной проверки сложно установить движение денежных средств и прийти к выводу о наличии состава преступления.

– А непосредственно с "РоссТуром" были суды?

– Очень мало решений, очень редко они вступают в законную силу, когда что-то взыскано именно с "РоссТура". В Екатеринбурге, когда начались иски туристов, очень много было решений судов первой инстанции о взыскании средств с компании. Но потом Свердловский областной суд их отменил. И деньги платили туроператоры и турагенты. Частично это обосновано, потому что "РоссТур" был посредником. Ни по договору, ни в силу закона он не несет ответственности. Многие туристы даже не знали, что "РоссТур" присутствует в этой "пищевой цепочке". Пострадали туроператоры, турагенты, страховая компания, туристы, некоторые из которых так и не получили все деньги. Словом, пострадали все, кроме "РоссТура".

В судебных решениях прописано, что взыскание денежных средств с агента или туроператора не лишает их права обратиться к "РоссТуру" с регрессным требованием. Есть такие иски, многие агенты подали их к ООО "РоссТур", получили решение, исполнительный лист. И благополучно повесили его себе на стену – исполнить невозможно, у компании нет активов, имущества, средств на счетах. Приставы через какое-то время прекратят исполнительное производство за невозможностью взыскания. А в рамках уголовного дела можно было бы привлечь ответственных лиц из числа руководства, учредителей "РоссТура" и заявить требования к ним.

– Кто же все-таки виноват в сложившейся ситуации?

– Кто-то считает, что во всем виноват Александр Недополз, который мог присвоить деньги и потратить их на личные нужды. Но есть предположение, что он напрямую не виноват. Компания работала, была успешной, высокотехнологичной, предоставляла удобные сервисы, которые использовали турагенты по всей стране. Поэтому так много пострадавших – сеть была огромной (около 400 агентств – прим.ред.), на протяжении 10 лет все это работало. Но в определенный момент что-то произошло. Сам Недополз этого не объясняет. Но я не думаю, что человек, создавший такую крупную компанию, потом умышленно пошел на "кидок".

Кто-то стоит за Недоползом? Много разговоров, что там есть и другие бенефициары. Но это те вопросы, на которые должно ответить следствие. Наш призыв – возбудите уголовное дело, проведите все следственные действия, дайте оценку.

– Правоохранители молчат, а чиновники?

– Когда случилась ситуация с "РоссТуром", Ростуризм давал указания Недоползу. Тот сам тогда что-то говорил. А сейчас тишина кругом.

Показателен такой пример. В 2018 году подобная история произошла с центром бронирования Polar Tour, который активно работал в центральной части России. Там возбудили уголовное дело примерно через месяц. Была создана инициативная группа, которая контролирует расследование. Задержаны три человека – один из них бронированием занимался, кассир и финансовый директор. Там, конечно, тоже много вопросов. Например, следствие якобы отказывается привлекать к уголовной ответственности бенефициаров компании (владелец ООО "Полар тур групп" – Тихомир Алипиев – прим.ред.) – они вроде бы уехали за рубеж. Хотя утверждается, что по ним будет отдельное уголовное дело.

Агентство намерено запросить правоохранительные органы о сложившейся ситуации.

Беседовал Артем ПЕТРОВ