"Выявляемость вырастает в два раза еженедельно": инфекционист – о новой волне COVID-19

По России распространяются новые подварианты коронавируса.

Во многих странах мира, в том числе в России, вновь начала расти заболеваемость COVID-19. В Роспотребнадзоре несколько дней назад этот факт связали с увеличением доли подвариантов штамма "омикрон" BA.4/BA.5, активнее передающихся от человека человеку. При этом уже 19 июля стало известно о первых в стране случаях инфицирования еще более заразным подвариантом BA.2.75 ("кентавр"), сообщает "Уралинформбюро".

Действительно ли началась новая волна COVID-19, и если да, то какой она будет? Насколько опасны новые версии коронавируса, и эффективны ли против них барьерные методы защиты? На эти и другие вопросы ответил кандидат медицинских наук, врач-инфекционист, главный врач клинико-диагностической лаборатории ООО "Инвитро-Сибирь" Андрей Поздняков.

- Правда ли, что идет очередная волна COVID-19?

- Да, уже можно говорить о том, что новая волна на подходе. В последние недели выявляемость ковида в "Инвитро" вырастает примерно в 2 раза еженедельно при относительно одинаковом объеме тестирования, как и 1-1,5 месяца назад. На данный момент доля положительных результатов ПЦР-тестирования составляет более 5%, это данные по всей сети "Инвитро" на территории РФ. О новой волне можно говорить при 10%: если каждый десятый будет инфицирован, соответственно, будет далее заражать контактных, вирус будет быстро распространяться и дальше.

При этом по состоянию на конец прошлой недели в сети "Инвитро" по Москве и Московской области был зафиксирован разовый подъем суточного процента положительных результатов ПЦР-тестирования на данную инфекцию: он поднимался до 9%.

- Новый штамм – это страшно или уже часть обычного процесса?

- Это условно "не страшно", потому что распространяются и превалируют субварианты на базе "омикрона" – ВА.4, ВА.5, самый новый вариант ВА.2.75 родом из Индии, названный "кентавр". Да, они еще заразнее, но по патогенности примерно такие же, как "омикрон". Возможно, "кентавр" даже менее "зловредный", чем "омикрон". В одном из исследований была информация, что у данного субварианта определенные мутации в S-белке делают вирус менее патогенным, то есть менее опасным. Важно еще учитывать, что сейчас коронавирус распространяется в популяции, которая уже взаимодействовала с вирусом и имеет более-менее протективный иммунный ответ после болезни или вакцинации. Год назад, когда по миру шествовал вариант "дельта", популяция была более интактной, в том числе и поэтому "дельта" давала массу тяжелых форм болезни.

- Если это волна, что могло стать причиной – естественный процесс или тот факт, что все устали и забыли про вакцинацию и меры предохранения?

- Нет, новая волна – это естественный процесс. COVID уже никуда не денется из популяции, у него есть резервуар и он будет периодически подрастать и снижаться. Искусственные факторы тоже играют свою роль – чем больше времени прошло от предыдущей волны, тем больше вероятность новой. Это связано с тем, что снижается напряженность иммунного ответа Т- и В-клеточного звена, появляется все больше восприимчивых к повторному заражению людей. При этом очень важно то, что иммунный ответ снижается, но не теряется полностью, поэтому болезнь будет протекать в массе легко.

Забывать про вакцинацию нельзя, особенно людям из групп риска, с отягощенным коморбидным фоном. Для них опасна и обычная респираторная инфекция, а уж более COVID, даже в легкой форме. При ковиде есть высокий риск тромбообразования, поэтому для людей с эндокринными, сердечно-сосудистыми и другими тяжелыми и хроническими заболеваниями это может оказаться фатальным.

- Если это пока не волна, то что же это еще может быть?

- Подъем заболеваемости есть, и он станет еще больше в течение месяца. Это нетипично для обычных респираторных инфекций, так как у них есть сезонность – осень-весна. У ковида сезонности нет, он зависит от скорости распространения среди уязвимых групп населения – у кого подходят сроки ревакцинации или кто уже давно переболел.

- Видим ли мы, что COVID становится обычной сезонной инфекцией?

- С точки зрения эволюции заболевания, пока прошло мало времени, к тому же люди массово вакцинированы. Как заболевание будет протекать условно через 3 года, когда у большинства снизится иммунный ответ, пока непонятно.

Сейчас COVID нельзя назвать сезонным заболеванием. Одно дело – обычное сезонное ОРВИ, и совсем другое – COVID, который может дать серьезные осложнения, прежде всего сосудистые, длительный постковидный синдром или вообще перейти в лонг-ковид.

- Что можно сделать? Нужны ли меры защиты, вакцинация? Нужно ли ревакцинироваться?

- С появлением "омикрона" барьерные методы защиты стали практически бесполезными – он очень легко "пробивает" любые маски и респираторы. Имеет значение напряженность иммунитета конкретного человека – недавняя вакцинация или заболевание, причем схожим штаммом. Санитайзеры так же не работают, как и перчатки. В качестве защиты остается два варианта: вакцинация и социальное дистанцирование – не локдаун, а избегание мест скопления людей.

Интервью подготовлено пресс-службой компании "Инвитро".

Еще в сюжете: Пандемия COVID-19