"Аэрофлоту" пригрозили за нарушения в сфере безопасности незадолго до ЧП в Шереметьево

Компания с выводами прокуратуры не согласна.

Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте за несколько месяцев до трагедии в Шереметьево обнаружила многочисленные нарушения законодательства о безопасности полетов в "Аэрофлоте".

Представление об их устранении, подписанное замруководителя надзорного ведомства Антоном Косьяновым, было направлено генеральному директору Общества Виталию Савельеву в начале марта. Текст документа опубликован в одной из специализированных групп в соцсети "ВКонтакте".

Перечень выявленных нарушений занимает 4 страницы текста. Ведомство, в частности, обнаружило, что летный директор компании Игорь Чалик "не имеет действующего медицинского заключения о годности к летной службе". А командиру летного отряда Boeing 777 Игорю Полонину было отказано в выдаче аналогичного документа "из-за несоответствия требованиям Федеральных авиационных правил" (подтверждено извещением ЦКБ ГА ВЛЭК от 19 июля 2018 года).

При этом, как отмечается в представлении, на данных должностных лиц руководством по производству полетов были возложены "функции по организации и подготовке тренировок, контроля навыков и знаний экипажа воздушных судов". Это является нарушением требований к занимающимся коммерческими авиаперевозками юрлицам, передает "Уралинформбюро".

Также прокуратуре на момент проверки не были представлены документы, подтверждающие прохождение 48 работниками 1-й эскадрильи летного состава Boing 777 периодичного осмотра в психдиспансере.

В документе отмечается, что имело место и превышение норм ежемесячного полетного времени членами экипажа, а также невыполнение рекомендаций врачебно-летных экспертных комиссий по ограничению летного времени.

Ниже в тексте приводятся итоги проверок по инцидентам с воздушными судами "Аэрофлота". Так, при расследовании инцидента, произошедшего в январе с самолетом авиакомпании, направлявшимся из Москвы в Дели, было обнаружено, что персонал буксировочной бригады компании в нарушение требований не снял предохранительные устройства с некоторых опор шасси, а экипаж воздушного судна формально подошел к выполнению "карты контрольной проверки перед запуском двигателя".



Ведомству удалось установить причину ситуации, когда в SSJ-100, направлявшемся из Москвы в Салоники в декабре 2018 года, вдруг сработала сигнализация о пожаре двигателя №2. Отмечается, что это произошло, потому что на заводе ПАО "ОДК-Сатурн" (Рыбинск) в самолете не были установлены заглушки на порты S13 и S14. Из-за этого происходило "выбивание горячего воздуха" из технологических отверстий, что и вызывало срабатывание системы предупреждения.

При этом команда "Пожар правого двигателя" на этом же самолете уже регистрировалась - буквально за два дня до упомянутого случая. Борт направлялся из Москвы в Таллин. Однако после тревожного оповещения командир судна по какой-то причине не сделал запись о случившемся.

Также в представлении указано на серьезную нехватку в авиакомпании техперсонала. Было установлено, что в цехе техобслуживания иностранных воздушных судов на северном термальном комплексе работало лишь 125 человек против 213 заявленных в штатном расписании.

"Аналогичная ситуация сложилась и в других отделах данного направления, что может способствовать загруженности работников и как следствие возникновению недостатков и недочетов, влияющих на безопасность полетов", - отмечалось в представлении на имя гендиректора "Аэрофлота".

Сообщение о санкциях со стороны прокуратуры "Уралинформбюро" прокомментировали в "Аэрофлоте".

"Подготовка всех без исключения экипажей Аэрофлота проведена в полном объеме, и во всех отношениях соответствует квалификационным требованиям российского и международного законодательства", - заявили в пресс-службе перевозчика.

Представители компании настаивают, что летное руководство "Аэрофлота" обеспечено необходимым набором документов для работы в небе и организации тренировок экипажей. "В соответствии с действующим ФАП, свидетельство специалиста авиационного персонала (с квалификационной отметкой о функциях пилота-инструктора) действует бессрочно, если этот документ не был аннулирован или его действие не было приостановлено. Свидетельство не зависит от наличия медицинского заключения, что еще в середине апреля разъяснил Минтранс", - подчеркнули в компании.

Кроме того, в "Аэрофлоте" заявили, что пилоты компании постоянно тренируют навыки управления в ручном режиме и не только на тренажерах. "Данная тренировка проводится при выполнении полетов, когда отрабатываются действия при поступлении недостоверных показаний указателей скорости. В этой ситуации самолет переходит в режим direct mode", - пояснили в пресс-службе.

И наконец, не согласились в компании с утверждением о нехватке сотрудников, занимающихся техобслуживанием лайнеров. "Штатное расписание цеха техобслуживания было сформировано с учетом перспективы развития парка воздушных судов и начало действовать поэтапно – с 1 мая и 1 августа еще 2018 года соответственно. Сейчас в данном подразделении работают 138 человек – каждый из них обеспечивает должный уровень безопасности и в полном соответствии выполняемых работ. Дальнейшее укомплектование штатного расписания осуществляется в соответствии с плановым увеличением объемов работ", - сообщили в "Аэрофлоте".

Буквально через два месяца после того, как прокуратура направила упомянутый документ гендиректору авиакомпании, лайнер "Аэрофлота" полностью выгорел после жесткой посадки в Шереметьево. Спастись из полыхающего самолета, который, по свидетельствам очевидцев, горел, как пластиковый стаканчик, смогли лишь 37 человек из 78 находившихся на борту, передает "Уралинформбюро".


Фото: СКР

По данному факту было возбуждено уголовное дело. Рассматривается несколько версий случившегося, в том числе недостаточная квалификация пилотов и техническая неисправность воздушного судна.

Ещё в сюжете: Крушение SSJ-100 в Шереметьево