Пилоты Flydubai уронили Boeing в Ростове

После ошибки в маневре.

Авиакатастрофа Boeing 737-800 в аэропорту Ростова-на Дону произошла из-за ошибки пилотов. Такой предварительный вывод сделан по результатам анализа данных бортовых самописцев.  

19 марта экипаж лайнера Flydubai дважды пытался совершить посадку в автоматическом режиме, однако всякий раз мешали погодные условия. Из-за шквалистого переменного ветра плохо работал автомат тяги Boeing, обеспечивающий движение самолета по заданной траектории снижения или подъема в режиме автопилота.

Пилоты приняли решение уходить на очередной круг в ручном режиме. Находясь на высоте около 270 метров и не долетев около 6 километров до взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот. Теперь при подъеме пилотам нужно было самостоятельно задавать тангаж (угол наклона носа самолета), ориентируясь на директорные стрелки прибора.

Однако, по мнению экспертов, не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. Дело в том, что при заходе на полосу под автопилотом лайнер находится в сложной конфигурации: его руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины. При уходе на второй круг в автоматическом режиме бортовой компьютер плавно меняет положение рулей. А при ручном управлении летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Кабрирующий момент усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки — в итоге Boeing рванул вверх как истребитель.

Как рассказал близкий к расследованию источник "Коммерсантъ", пилоты Flydubai из-за усталости или нехватки опыта не распознали этот маневр. А в момент, когда скорость самолета, начала стремительно падать, между летчиками произошел конфликт. Один из них продолжал подъем, пытаясь набрать скорость и увеличив режим работы двигателей до взлетного. Его напарник полагал, что сначала нужно опустить нос Boeing. "Стой. Куда? Стоять! Стоять!" - кричал он и пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. В результате в бортовом компьютере произошел сбой, и неуправляемый Boeing, на борту которого было 62 человека, со скоростью 325 километра в час и под углом около 45 градусов устремился к земле. В оставшиеся несколько секунд оба пилота лишь кричали от ужаса.

Распознать, кто из них совершил роковую ошибку, пока невозможно: в последнем диалоге они не упоминают должностей или имен друг друга, а тембры их голосов схожи. 

Как ранее сообщало "Уралинформбюро", крушение лайнера в Ростове схоже с катастрофой Boeing 737-500 ОАО "Авиакомпания Татарстан", произошедшей в ноябре 2013 года в Казани. 

Ещё в сюжете: Крушение Boeing в Ростове-на-Дону