Восстановлена цепь событий, которые привели к катастрофе SSJ-100 в Шереметьево

По информации источника, близкого к следствию.

Специалисты восстановили цепь событий с SSJ-100, сгоревшим 5 мая в московском аэропорту Шереметьево. Об этом пишет газета "Коммерсантъ", ссылаясь на источник, близкий к расследованию.

По данным издания, молния поразила нос самолета примерно через 15 минут после вылета из Шереметьево (на поверхности лайнера осталась характерная отметина). На мощный разряд среагировала грозовая защита лайнера, которая отключила генераторы самолета и перевела электроснабжение на аккумуляторные батареи (режим EEC). Подобная ситуация нештатная, однако, по данным специалистов, не требует от пилотов незамедлительной посадки самолета.

Экипаж при неработающих генераторах, как утверждает производитель воздушного судна (компания "Гражданские самолеты Сухого"), мог спокойно долететь до ближайшего аэродрома и приземлиться либо находиться в воздухе "достаточное время". Отмечается, что поэтому летчики не подавали сигнал бедствия May Day - по инструкции в подобной ситуации они должны лишь предупредить диспетчера сигналом Pan Pan.

Режим прямого, без участия автопилота, управления полетом Direct Mode, который включился автоматически после отключения генераторов, также позволял летчикам продолжать полет и совершать посадку за исключением ряда ограничений. Авиапроизводитель не рекомендует в таком случае совершать резкие маневры и повышать скорость больше, чем до 520 километров в час. Также экипажу необходимо отключить автомат тяги.

Следовательно, обе возникшие на борту лайнера "Аэрофлота" проблемы, как полагают специалисты, позволяли летчикам посадить машину даже с превышенной из-за полных топливных баков посадочной массой.

В подобной ситуации производитель рекомендует сажать самолет плавно, с вертикальной скоростью в момент касания не более 1,8 метра в секунду, чтобы исключить поломку стоек шасси.

По данным параметрического самописца самолета, со второй попытки пилотам SSJ-100 якобы удалось выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований: борт вышел на глиссаду и прошел по ней, выдерживая и приборную, и вертикальную скорости. Однако летчики перелетели расчетную точку приземления в начале ВПП - видимо, сыграл роль фактор ручного управления и отсутствия обратной тяги. В середине полосы, когда машина еще не коснулась поверхности колесами, экипаж, как полагают специалисты, начал энергично "прижимать" судно к бетонке. Перед самым приземлением, по данным параметрического самописца SSJ-100, пилоты резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили носовую часть воздушного судна.

Именно этот маневр, как полагают эксперты, стал роковым для машины и пассажиров. Самолет сел с существенно завышенной приборной и вертикальной скоростью, да еще и приземлился "на три точки". В итоге передняя стойка шасси сжалась от удара, из-за чего произошло отталкивание самолета от полосы - так называемый прогрессирующий козел (серия отскоков). При этом второй удар создал большую динамическую перегрузку для самолета - около 5G. При том, что предельным для этого самолета является показатель 3,75G - даже при такой нагрузке крылья могут отделиться от фюзеляжа, подчеркивают эксперты.


Видео: telegram-канал "Urd_news: Бушующий". Автор записи не указан

Однако крылья SSJ-100 остались целы, а вот задние стойки шасси продавили топливные баки машины, в результате чего из них выплеснулся керосин и начался пожар.

Еще одна трагическая ошибка, как полагают специалисты, была допущена летчиками якобы после первого отскока самолета от ВПП - им следовало прекратить приземление машины, снова взлететь и уйти на второй заход.

Эксперты не исключают, что пилоты, возможно, пытались совершить так называемую ускоренную посадку, которую применяли советские летчики во время войны в Афганистане. Однако для этого им, вероятно, не хватило квалификации, опыта или просто выдержки.

Стоит напомнить, что самолет "Аэрофлота", 5 мая вылетевший из Москвы в направлении Мурманска, через полчаса вернулся в Шереметьево. В результате жесткой посадки загорелся фюзеляж воздушного судна.


Фото: sledcom.ru

Из 78 находившихся на борту самолета людей спастись удалось только 37. 33 пассажира и один член экипажа погибли. По данному факту возбуждено уголовное дело. Следователи пока рассматривают несколько версий случившегося, в том числе и недостаточную квалификацию пилотов, передает "Уралинформбюро".

Между тем один из экспертов сообщил "Московскому комсомольцу", что вопросы есть и к самому самолету. Якобы система шасси лайнера, по действующим авиационным правилам, должна быть сконструирована таким образом, чтобы при превышении расчетных нагрузок при взлете или посадке не происходила утечка керосина "из любой части топливной системы" в количестве достаточном для возникновения пожара.

Еще в сюжете: Крушение SSJ-100 в Шереметьево

Актуальное