Россиян хотят обязать жаловаться на управляющие компании самим управляющим компаниям

Чтобы разгрузить суды и органы госжилинспекции.

Торгово-промышленная палата (ТПП) России разработала законопроект о так называемом претензионном порядке урегулирования споров между собственниками жилья и управляющими компаниями. Согласно задумке авторов документа, жильцы перед тем, как обратиться в суд или органы госжилинспекции с жалобой на управляющую организацию, должны направить в УК список претензий к ее работе, сообщают "Известия".

В данный момент большая часть жилищных споров разрешается либо в судебном порядке, либо с привлечением надзорных органов. Так, в 2019-м в суды общей юрисдикции поступило 8,1 миллиона исков от граждан к управляющим компаниям, в 2020 году – 8,9 миллиона, в 2021 году – 10,7 миллиона. За первое полугодие 2022-го в суды поступило 5,5 миллиона таких дел.

Список претензий внушителен: от некачественного ремонта подъездов и дворов до полчищ крыс на контейнерной площадке и регулярно затопляемых подвалов. Нередко УК попросту отказываются от обслуживания ветхих домов, сбрасывая их с баланса – хотя, как писало "Уралинформбюро", Жилкодекс РФ требует в подобных случаях продолжать предоставлять услуги управления жилфондом до выбора (либо назначения) нового оператора.

Чтобы дать сторонам конфликта шанс решить проблемы в досудебном порядке, а заодно освободить суды и контроль-надзорные органы от излишней нагрузки, члены Торгово-промышленной палаты предложили обязать граждан сначала писать претензию в управляющую компанию, а уже затем, если УК не ответит на жалобу в течение 10 дней, обращаться в суды и госжилнадзор.

В таком случае с компании можно будет взыскать потребительский штраф, сообщила "Известиям" председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. Также отсутствие реакции со стороны управдома может стать отягчающим обстоятельством при проведении проверки, уверен эксперт "Народного фронта" Павел Склянчук.

Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ от фракции "Единая Россия" Александр Якубовский в беседе с "Известиями" называл инициативу "правильной", однако напомнил, что нельзя ограничивать право граждан жаловаться в госорганы.

Кроме того, предложенная мера способна серьезно растянуть решение проблем из-за массы бюрократических проволочек, предупредила директор НП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая.

Еще в сюжете: Коммунальщики-обдиральщики

Актуальное