УрФЮИ. Потерпевший ректор Назаров

Отказался от права на выход.

Нынешняя неделя свалила все беды на голову ректора Уральского финансово-юридического института Владислава Назарова. Рособрнадзор занес меч над вузом. Кировский суд вызвал на допрос. Так что – в институт не принимать, дипломы не выдавать, говорить правду!

В сопливой молодости Назаров был следователем. Что такое допрос, представление имеет. Так уж получилось, что Юрий Еланцев - адвокат экс-сотрудницы управления Россреестра Людмилы Осиповой, которую Назаров обвиняет в преступной фальсификации документов, ушел по служебной лестнице в следствии значительно выше ректора УрФЮИ. И разница в их классе оказалась катастрофической, невзирая на то, что Назаров козыряет своим профессорским званием.

В двухдневном восьмичасовом допросе задача ректора, как в боксерском поединке, была одна – не проиграть нокаутом, выстоять до гонга, а там как решит судейская коллегия. Он бегал от адвокатских вопросов по "рингу", забивался в угол, входил в клинч. Самыми частыми на нокаутирующие вопросы ответами были – не знаю, не помню, не могу сказать. Со стороны казалось, что Назаров или редко бывает в учрежденном им вузе, или его сотрудники делают, что им заблагорассудится. Хотя слухи про алкоголизм ректор сразу пресек: на учете у нарколога не состою, в наркологии не лечился.

Как ранее рассказывало "Уралинформбюро", имущественный спор Владислава Назарова с экс-супругой Анжеликой Виноградовой касается институтского здания в центре Екатеринбурга. Пытаясь уйти от его раздела по закону, ректор "дистанцировался" от права собственности на семиэтажку. По его словам, якобы Росреестр в 2008 году отказался зарегистрировать такое право за вузом, и тогда пришлось регистрировать право оперативного управления (но факт отказа доказать Назаров не смог - прим.ред). То есть здание есть, а собственников поискать надо.

Да и, вообще, как выясняется, это не учебный корпус, а торгово-выставочный и деловой центр. Таков был проект и соответствующее разрешение мэрии на строительство. Судя по богатому декору снаружи и не менее дорогому убранству внутри, студентам там не место. Одна люстра Swarovski стоит 350 тысяч рублей. Двери из ореха, мозаика, керамогранит.

"Это пусть экс-мэр Аркадий Чернецкий объяснит, почему администрация Екатеринбурга утвердила проект делового центра, а мы построили здание вуза – он был в курсе", - посоветовал Назаров адвокатам, удивленным строительной метаморфозе.

Тут судья объявила короткий перерыв. Назаров засобирался в отхожий кабинет, но выяснилось, что туда он может пойти только под присмотром. "Еще я с приставом в туалет пойду! Я уж лучше потерплю", - натужно вздохнул ректор с фарисейскими бакенбардами.

Степанида с бухгалтерской шваброй

По утверждению Назарова, который не помнит, как получилось, что несколько лет строили одно, а получилось другое, семиэтажка была выстроена на деньги от образовательной деятельности. Он, как ректор, заключил договор долевого строительства с застройщиком - ОАО "ТТМ", в котором также был учредителем. Застройщик полученные от вуза средства направлял генподрядчику – компании "Моно-2". Нигде в договорах и прочих документах фамилии Виноградовой не значится, а потому, утверждает Назаров, никаких прав на здание экс-супруга не имеет.

Адвокаты на середине допроса начинают углубляться в историю. Кто подписывал договор за "ТТМ"? Назаров заявляет, что по доверенности его мать Степанида Никитична. Вообще, по словам ректора, мать работала в вузе уборщицей – полы мыла, доски протирала. Мол, нравится ей порядок наводить.

Но вот какая незадача. Многие выпускники УрФЮИ помнят эту женщину совсем в другом качестве – не с тряпкой, а со счетами. "Степанида" значилась заместителем директора "ТТМ", а в вузе контролировала денежный поток от студентов в кассу, поскольку выписывала им направления на пересдачу экзаменов и переводы с курса на курс.

Доказать свое утверждение о перетоке денег из кассы вуза на счета строителей Назаров по сути не смог. Несколько лет назад он ликвидировал "ТТМ" вместе со всей документацией, и кто его знает, куда в действительности застройщик отправлял десятки миллионов рублей.

Кстати, допрошенная вслед за Назаровым экс-супруга рассказала иную денежную историю. По словам Виноградовой, "ТТМ" направляла средства для обналички на фирму-однодневку. Затем эти деньги попадали в семейный кошелек, а уж потом супруги решали, куда их потратить – на строительство здания, покупку квартиры, машин, зарубежные поездки. То есть доход был совместным, а здание – совместно нажитое имущество. Плюс к тому в его фундаменте лежат ее личные сбережения в 1 миллион долларов, потребовавшийся на начальном этапе строительства.

Супруга с улицы

Стоит вспомнить, что ранее Назаров потерпел поражение в гражданском судопроизводстве. К настоящему времени Экономическая коллегия Верховного суда установила, что Виноградова на законных основаниях получила половину доли в праве общей собственности на здание УрФЮИ.

По большому счету ректор вуза не скрывает, почему он затеял уголовное преследование регистратора Осиповой, исправившей техническую ошибку в регистрационных документах, упомянув собственником здания Владислава Назарова (ее правоту подтвердил Верховный суд – прим.ред.). Юристы, коллегиальным мнением которых он частенько прикрывается, решили таким образом использовать последнюю попытку для защиты от справедливых имущественных притязаний Виноградовой.

Назаров, как мантру, повторяет некие слова президента о том, что фальсификаторы реестра сядут в тюрьму. И бесконечно ссылается на то, что "так решил следователь", "следователю виднее".

Государство в лице следователя и поддерживающего обвинение прокурора защищает интересы "потерпевшего" - частного вуза, учредителем которого единолично является Владислав Назаров. Деньги налогоплательщиков в данном случае тратятся на зарплату "государевых людей", вставших на одну из сторон в имущественном споре бывших супругов. С подачи ректора Осиповой вменяется в вину внесение в единый государственный реестр заведомо недостоверных сведений. Редкая в своем употреблении статья Уголовного кодекса РФ (285 ч.3).

Вообще-то, первоначально в январе 2008 года регистратор свердловского управления Росреестра Борисов не внес в регистрационные сведения по зданию фамилию Назарова. Хотя иного собственника у семиэтажки быть и не могло. Ректора такое положение устраивало – при разделе имущества в 2009 году объект ценой в 1 миллиард рублей остался в стороне.

"Осипова проехала на красный свет" - с пафосом утверждает кандидат юридических наук Назаров.

"А Борисов не проехал на красный перед ней?" - парирует Еланцев.

Ректор в ответ молчит. Это волшебная позиция умолчания! Пусть государство "законопатит" Осипову, а там Назаров пойдет по арбитражным судам с "вновь открывшимися обстоятельствами".

Ректор УрФЮИ практически завершил список свидетелей со стороны обвинения. Остался только следователь Юрий Палкин. К следствию у адвокатов Осиповой – вагон и маленькая тележка вопросов. В ходе предыдущих допросов защита выявила немало нарушений УПК. "Там дело случайно не белыми нитками сшито?" - поинтересовался Еланцев у судьи Крестины Упоровой.

Нитки белые, воспоминания свидетелей в пользу Назарова с глубокими пробелами. Вплоть до того, что "потерпевшие" не могут точно сформулировать размер нанесенного им Осиповой ущерба. Послушать ректора, раскрасневшегося словно с рюмки, так это следствие за институт вело подсчеты, а он этих цифр в глаза не видел.

Здание не может принадлежать человеку с улицы – вот главный тезис Владислава Назарова. После развода, естественно, "с улицы" это - Виноградова.

Она между тем рассказала суду историю восхождения экс-супруга "на трон". Как в 1992 году Назаров пришел диктором-стажером на Свердловское телевидение, где Виноградова проработала много лет. Ел из чужого холодильника, брился чужой бритвой. Про то, как в учрежденном им вузе в 1995 году было всего 17 студентов, и она бросила всю свою популярность на то, чтобы привести сотни новых абитуриентов УрФЮИ, а потом в администрации Екатеринбурга "пробить" строительство здания, которое Назаров обещал оформить на двоих. О том, как незадолго до окончания стройки супруг напивался и жестоко избивал ее, потому что нашел новую пассию Алену Гришмановскую (ныне проректор вуза А.В.Назарова – прим.ред.). Вот и вся недолга!

А сам процесс регистратора Осиповой далек от своего завершения. Раньше октября приговор мы вряд ли услышим. На кону ведь не здание, а судьба человека.

Дмитрий БУЗДАЛОВ

Ранее по теме:
Верховный суд "нашел" супругов в здании УрФЮИ
УрФЮИ. СУДьба института
УрФЮИ угрожает закрытие
Виноградова с Медведевым, а где Назаров?
УрФЮИ. Ключевой свидетель

Еще в сюжете: УрФЮИ. Брачный раздел

Актуальное