Неизвестные минуты аварии самолета Utair в Сочи

Расследование "Уралинформбюро".

Аварийная посадка самолета Utair в сочинском аэропорту 1 сентября 2018 года и последующие действия спасательных служб авиагавани до сих пор вызывают массу вопросов. Хотя бы для того, чтобы убедиться - Бог есть, и следует перекреститься, что не случилась страшная трагедия.

Воссоздавая шаг за шагом события той ночи, "Уралинфорбюро" обратилось в пресс-службу аэропорта с рядом вопросов. Можно сказать, что полученные 6 сентября ответы ввели нас в ступор.

Счет на минуты

Напомним, что, по словам одного из пассажиров, которые 1 сентября "по горячим следам" привел telegram-канал Mash, первая пожарная машина прибыла к месту ЧП в 3.08, а самолет "упал" в 2.57: "После эвакуации, спасались как могли, загорелось все вокруг. Но, повторюсь, — благо течение относило керосин и он горел по воде. Организация никакая. Потушили только в 3.31 упали в 2.57, пожарная первая приехала в 3.08. Я смотрел на часы каждую минуту и постарался заснять, но шел сильный ливень, что помогло не взорваться. Еще то, что около 40 минут кружили над морем и спалили почти все топливо" (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены – прим. ред.).


Фото: yusut.sledcom.ru

В ответе "Уралинформбюро" пресс-служба аэропорта утверждает, что "самолет Utair приземлился в воздушной гавани в 02.58, после посадки было обнаружено возгорание в районе воздушного судна, в 02.58 объявлена тревога пожарно-спасательным расчетам". Первый пожарный расчет аэропорта прибыл на место ЧП "через 2 минуты 20 секунд после объявления тревоги и сразу же приступил к тушению огня". А через 1 минуту туда прибыли "еще три пожарных расчета аэропорта". Получается, что, по данным аэропорта, первая машина оказалась на месте ЧП в 3:00:20, остальные – в 3:01:20.

Пожар огнеборцам удалось локализовать за 8 минут (вероятно, в 3:08:20). Всего в ликвидации возгорания "принимали участие 16 человек личного состава аэропорта", "4 пожарных расчета аэропорта".

Как следует из ответа, также в "операции по спасению и эвакуации пассажиров с места авиационного происшествия были задействованы: дежурная смена спасателей Сочинской региональной поисково-спасательной базы Южного Авиационного Поисково-Спасательного Центра и 3 расчета отряда федеральной противопожарной службы".


Фото: скриншот с видео / vk.com/dtpsochi

А теперь обратимся к информации, опубликованной на официальном сайте сочинского аэропорта 1 сентября: "В связи с произошедшим индидентом пресс-служба аэропорта Сочи подтверждает, что Международный аэропорт Сочи работает в штатном режиме. Сегодня, 1 сентября, в 03:01 в Международном аэропорту Сочи была объявлена тревога. В считанные минут в 03:05 на место происшествия прибыли четыре пожарных расчета аэропорта. Возгорание было потушено за 8 минут. Эвакуация пассажиров и членов экипажа прошла в течение 17-ти минут".

Главное управление МЧС по Краснодарскому краю смотрит на циферблат часов под своим углом. Судя по сайту спасателей, сообщение о том, что в аэропорту Сочи при посадке Boeing-737 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, поступило в Центр управления в кризисных ситуациях в 2.59.

После чего "к месту направлены все службы экстренного реагирования. К тушению пожара привлечено 5 единиц техники", возгорание на борту было локализовано в 3.01, а пожар ликвидирован в 3.15, то есть через 14 минут после локализации возгорания.

Огонь сжигает все следы

"Уралинформбюро" не удалось найти в Сети видео очевидцев, на которых было бы запечатлено тушение возгорания.


Фото: скриншот с видео НТВ

Например, на видеозаписи, опубликованной LIFE SHOT, видно, как бушует огонь, от него бегут испуганные пассажиры и что-то кричат. Проблесковых маячков пожарных машин при этом не заметно. Поэтому выскажем гипотезу, что на момент съемки пожарные машины к месту ЧС еще не приехали.

Сколько времени с момента приземления прошло до момента съемки? Учитывая, что "оператору" надо было выбраться из салона и отбежать - как минимум 4-5 минут. То есть на часах при съемке должно было быть, скажем, 03.03.


Видео: life.ru

По версии пресс-службы, через три с половиной минуты у лайнера работало четыре пожарных расчета! А где тогда проблесковые маячки пожарных машин??? Не исключено, что они появились на несколько минут позже - в те самые 03.05, указанные изначально на сайте аэропорта.

Затем огонь тушили 8 минут. И как раз покончили с возгоранием к 03.15, как сообщает МЧС.

Зададимся вопросом - почему администрация аэропорта "переводит стрелки"?

В действующих для аэропортов правилах говорится: "Время развертывания в любой точке каждой ВПП первого пожарного автомобиля (из количества, установленного по табл.2) не должно превышать 3-х минут, а последующих - 4-х минут от момента объявления пожарно-спасательным расчетам сигнала тревоги до момента начала подачи огнетушащего состава". Чем грозит нарушение этих правил?

Разбор полетов

По данным телеграм-канала Mash, наиболее вероятной причиной аварии Boeing-737 явились действия экипажа. Самолет коснулся взлетно-посадочной полосы в районе отметки 1 300 метров. И оставшихся 1 600 на залитой водой "взлетке" не хватило для торможения. Такую версию озвучивал эксперт "Уралинформбюро" в статье "Полет до гробовой доски с Utair".

А теперь промоделируем ситуацию, если бы лайнер не "нырнул" в Мзымту - река отнесла часть горящего керосина с места ЧС. Заминка пожарных и.. пылающий факелом Boeing?

Во всем, разумеется, разберется следствие. "Уралинформбюро" продолжит следить за развитием ситуации.

Максим НЕЖДАНОВ

Еще в сюжете: Авария Utair в Сочи