Венценосные "стрелочники"

Станут ли ими главы районов Екатеринбурга?

Екатеринбургская гордума готовится обсудить очередные поправки в городской Устав. Они связаны с реализацией очередной идеи мэра Александра Высокинского - о повышении самостоятельности районных администраций.

"Мы возвращаем систему работы сильных глав. Глава района Екатеринбурга — это глава третьего по численности города Свердловской области. После Нижнего Тагила идут наши районы. Надо четко понимать, что если человек называется главой, у него должны быть полномочия, источники финансирования… Глава на территории района должен быть главой", - еще в ноябре заявил Высокинский. Оставив за скобками, что сам он не является "сильным мэром" - его не избирали жители Екатеринбурга. Районных глав, разумеется, тоже назначают.

"Живая стена"

Как отмечают эксперты, делегировать полномочия районам можно, однако есть нешуточный риск "завалить" ситуацию в одну из крайностей. Первая – создание на территории Екатеринбурга неких удельных княжеств, которые обладают большой финансовой самостоятельностью и не подчиняются горадминистрации. О такой опасности упоминал в свое время депутат гордумы, политолог Константин Киселев. Но в существующих ныне в мегаполисе политэкономических реалиях эта опасность носит довольно умозрительный характер.

Куда реальнее другая крайность: районы превратятся в "стрелочников", которые будут отвечать за всё, не имея при этом финансов для реального решения проблем. В свое время один из предыдущих глав Екатеринбурга Аркадий Чернецкий неоднократно говорил о том, что государственные власти расширяют полномочия муниципалитетов, не давая им денег для их исполнения.


Аркадий Чернецкий, как никто другой, знает, что такое полномочия без денег.

В нынешнем варианте Екатеринбург может получить еще один уровень муниципальной власти, в который немедленно полетят хула горожан и взыскания от вышестоящего руководства. Ибо, как уже было сказано, районы окажутся связанными по рукам и ногам собственной безденежностью.

Во всех житейских проблемах екатеринбуржцев теперь будут виноваты администрации районов. А администрация города будет надувать щеки, делать удивленное лицо и говорить: "Ай-ай-ай, а кто это сделал?" Потом будет грозить пальчиком, наказывать, увольнять чиновников районных управ, при этом сама останется розовой и пушистой", - прокомментировал идею депутат Екатеринбургской гордумы Дмитрий Сергин.

А "местечковые" проблемы останутся, потому что дополнительное финансирование в районы на решение "хотелок" жителей, по его мнению, никто выделять не собирается.

То, что сегодня представляется как усиление районных администраций, выглядит размыванием ответственности", - отметил Сергин.

По сути, речь идет о том, что Высокинский, которого уже несколько раз окатила волна недовольства горожан, спешит выстроить перед собой "живую стену". Именно она будет принимать на себя очередной удар, а поврежденные элементы, то есть провинившихся чиновников, будет легко заменить. Такой подход мэр уже продемонстрировал в ходе кампании по уборке снега: во всех огрехах были обвинены администрации районов.


Александр Высокинский рассказал главам районов, как правильно убирать его город. Нескольких хотел уволить.

Возможно, это и было бы справедливо, если бы районы имели реальные рычаги управления процессом. Однако большинство бюджетных средств в Екатеринбурге расходуется в рамках муниципальных программ, реализацию которых мэрия контролирует самостоятельно. Все конкурсные процедуры на проведение благоустроительных, уборочных и дорожно-строительных работ проводит городская администрация. Собственных средств районов хватает лишь на то, чтобы разбить пару газонов или подправить покосившуюся придорожную оградку.

Иными словами, деньги остаются в городском кармане, а отдуваться за их расходование придется районам. Учитывая и без того невеликие зарплаты (рядовой сотрудник районной администрации получает 25-30 тысяч рублей в месяц), такой подход грозит выкосить последние работоспособные кадры на местах. Это при том, что кадровые вопросы в самой мэрии до сих пор не решены. Высокинский чуть обновил управленческую верхушку, но среднее и низшее звено клерков осталось на своих местах со времен "серого кардинала" Владимира Тунгусова и не спешит демонстрировать фантастическую работоспособность.

Козлом будешь?

Кстати, управленцы "тунгусовской эпохи" идею "децентралицзации" также не оценили. Например, бывший вице-мэр Екатеринбурга по вопросам экономики Илья Борзенков откровенно высказался о провальности задумки Высокинского.


Илья Борзенков - в прошлом вице-мэр Екатеринбурга по экономике и финансам. Фото: Facebook.

Я всегда считал, что в госуправлении лучше работают простые иерархические схемы, а не сложные модели... Глава - замы - управления - территориальные отделы - группы. Или даже в отделах территориальные группы. Внахлест - только временные проектные команды по ключевым задачам. И никаких глав районов. Условные "полпреды" - не более", - изложил он свой взгляд на организацию муниципальной власти.

По мнению Борзенкова, в Екатеринбурге нет никаких предпосылок для децентрализации, кроме размывания ответственности и воспроизводства "козлов отпущения". Поэтому он предлагает депутатам гордумы не спешить с принятием решения.

В этом с Борзенковым согласен и вечный оппонент Тунгусова – депутат Константин Киселев.

С одной стороны, децентрализация власти в крупном муниципалитете, приближение ее к людям - дело обсуждаемое. С другой, если полномочия передавать, то стоит понимать - кому передавать. Можно передать в никуда. Соответственно, в никуда уйдут деньги, а полномочия выполнены не будут. С третьей стороны, глава города имеет право на свое мнение, на свое видение распределения денег и полномочий", - рассуждает депутат.


Константин Киселев воспротивился децентрализации.

Он рассказал, что накануне заседания комиссии по местному самоуправлению, на котором рассматривались поправки в Устав города о делегировании районам 29 дополнительных полномочий, с депутатами серьезно "поработали". Представители мэрии убеждали парламентариев принять документ, дать право на эксперимент и так далее.

"В итоге я предложил вопрос о передаче полномочий отклонить, ибо надо понимать: КОМУ передаем? СКОЛЬКО денег передаем? Какой ЭФФЕКТ получаем? Голосовал единственный против. Воздержались Дмитрий Сергин и Виктор Сомиков. Вопрос вышел на думу. Посмотрим", - констатировал Киселев.

Вперед, на грабли!

Кстати, на то, к каким последствиям приводят подобные "эксперименты", можно посмотреть на примере соседнего Челябинска. На Южном Урале, мало того, что попытались придать районам "большую самостоятельность", так еще и сместили акцент в сторону представительной власти, сосредоточив полномочия в районных думах. При этом финансового подкрепления данных полномочий районам не дали. В итоге районная власть оказывается чисто номинальной и сводится лишь к возможности выбирать городских депутатов, которые затем выбирают мэра. Таким образом, система городского народовластия превратилась в кукольный театр, где горожане особо ничего не решают. Но и поделать с этим ничего особо нельзя – городскую "верхушку" надежно защищает "живая изгородь" районов.


В этом здании заседают мэр и депутаты Челябинска. От недовольства населения они надежно прикрыты районными думами.

С практической точки зрения районные советы должны были стать подспорьем для оперативного решения насущных проблем челябинцев. Однако, создавая новые депутатские объединения, реальными рычагами наделить их "забыли", - так в 2017 году оценивал ситуацию директор челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов.

Тогда же Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина объявил, что попытка реформы провалилась. Уже в 2019 году врио челябинского губернатора Алексей Текслер выразил недоумение по поводу такой схемы организации власти и обещал как следует проверить ее эффективность.

Челябинск стал "пилотным проектом" двухуровневой модели самоуправления в 2015 году. Судя по всему, Александр Высокинский намерен шагнуть на заржавевшие челябинские грабли. Смотрим на лоб мэра!

Дмитрий МИГАЛИН