Школьный дозор

Выведет хулиганов из сумрака.

Конфликты между школьниками их родители предпочитают обсуждать за закрытыми дверьми. А директора всеми силами пытаются замять истории, в которых пострадали  ученики, не вынося сор из избы. И это понятно. За все произошедшее в школьном периметре юридическую ответственность несут руководители учебных заведений.

Такое замалчивание конфликтов чревато серьезной опасностью для жизни несовершеннолетних. Как, например, произошло в екатеринбургской школе №168, где девятиклассник вколол инсулиновый шприц двум одноклассникам.

Можно ли предотвратить подобные ситуации? В 2012 году президент России подписал указ "О Национальной стратегии действий в интересах детей". Одним из требований документа стало создание службы школьной медиации. Это некая психолого-педагогическая "скорая помощь", которая призвана предложить подросткам варианты решения спора без кулаков. Как рассказал "Уралинформбюро" уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков, работа ведется медленно, и педагоги не хотят брать на себя лишнюю ответственность.

"Как правило, учителя говорят: "Я же не имею права вмешиваться. Меня засудят". Это - отговорки. Если какие-то действия угрожают жизни здоровью ребенка, учителю надо встать между дерущимися. Правоохранительные органы дадут соответствующую оценку, - уверен И.Мороков. - Давайте вспомним Макаренко. С чего он начал свою педагогическую деятельность? Он так дал своему ученику, тот с печки улетел, за то, что тот не пошел чистить снег. Макаренко потом долго об этом сожалел, но тем не менее…"

По словам детского омбудсмена, в 80% случаев конфликт зреет достаточно долго и только в 20% происходит спонтанно. Последствия можно минимизировать, если учитель смог заметить его в "зародыше" и урегулировать, не доводя до крайностей.

"Пацаны есть пацаны. Дрались, дерутся и будут драться. И это я, как пацан, хотя давно учился в школе, могу уверенно сказать. Самое страшное - из-за того, что мы не успеваем увидеть зарождение конфликта, допускается его развитие. А если просто запретить драться – дети выйдут из школы и будут мутузить друг друга за ее забором", - подчеркивает Игорь Мороков.

В школе №9 города Березовского нашли выход. Еще в 2010 году здесь сформировали первый отряд ШСП (школьной службы примирения). С тех пор в "дружине" успели подежурить десятки школьников.

"Служба создавалась нами, как детская. Мы отводим ученикам роль третейского судьи. Не всегда подростки озвучат свою проблему взрослому, а своим сверстникам и старшим товарищам доверия больше бывает", - рассказывает педагог-психолог школы Дарья Рожкова.

В отряд набирают учеников начиная с 8 класса. При этом не нужно обладать особыми навыками или исключительно положительной характеристикой. Важно только желание.

"Иногда приходят трудные подростки. Они, учась общаться, решают и свои личностные проблемы. Это позитивно сказывается на учебе и поведении. Ну, а почему нет?" - отмечает Д.Рожкова.

В течение первой недели новобранцев учат правильно реагировать на ситуацию и видеть тот самый "зародыш" конфликта. А затем пускают в "свободное плавание". Примечательно, что в отряде больше девочек, чем мальчиков. Оказалось, что споры возникают среди учениц чаще, чем у учеников.

"Девочек больше, потому что они сами эмоциональны и конфликтны по натуре. В первую очередь они идут к нам, чтобы научиться владеть собой. Мальчики долго терпят, но потом могут сразу "вмазать", как говорится", - делится Дарья Рожкова.

Результат работы отряда ШСП для школы очевиден. Несмотря на то, что конфликты здесь возникают, большинство из них обходится без сложных последствий. А о драках забыли давно. Сейчас к старшеклассникам Березовского за "опытом" приезжают педагоги со всей Свердловской области. Образовательное учреждение стало экспериментальной площадкой Южного управленческого округа.

Ирина КАЛИНИНА

Еще в сюжете: Детки из клетки