Что скрывается за сайдингом?

Обрушения зданий объясняются русским "авось". 

ЧП в казарме учебного центра ВДВ в Омской области 12 июля 2015 года, в результате которого погибли 23 и получили травмы 19 военнослужащих, вызывает много вопросов. Например, почему якобы капитально отремонтированное здание было принято комиссией, невзирая на явные недоделки (одна из боковых стен отходила от перекрытия на 20 сантиметров)? Кто и как контролирует строящиеся объекты? Эти и другие вопросы обозреватель "Уралинформбюро" задал директору НПО СРО "Союз стройиндустрии Свердловской области" Юрию Чумерину.

- Юрий Николаевич, случай в Омской области - вопиющий по последствиям, но настолько ли неожиданный? На днях обрушился подъезд жилого дома в Перми, ранее два похожих обрушения случились в Тюмени? Почему такое происходит?

- Причиной обрушений может быть целая цепочка нарушений. В Перми, по моим данным, дом обвалился потому, что первые этажи были перепланированы под магазины. Сделали это без согласований с соответствующими органами, никто не контролировал, не проверял, что владельцы магазинов "накроили", и перекрытия не выдержали нагрузки верхних этажей. 

По Омску информации почти нет. Внешне здание выглядит, точнее выглядело, красиво - красочная отделка фасада… Но это все - флер, а вот что внутри? Осмелюсь предположить, что обследование здания казармы не проводилось ни перед ремонтом, ни после. И в этом виноват заказчик. Причем это стало повальным явлением: все меньше и меньше средств тратится на обследование объектов. Процветает принцип: после меня хоть потоп, или всегдашняя надежда на "авось". Поэтому и случаются подобные ЧП. Не знаю, будет ли установлена вина подрядчика (может быть, он сделал все, что положено по смете), но, повторюсь, обследование по окончании работ - это обязанность заказчика. 

- Здания ремонтируют, закрывают сайдингом. Не способ ли это прикрыть какие-то огрехи, скрыть ветхость здания?

- И способ скрыть огрехи, и сэкономить там, где этого делать нельзя!  Вот сейчас, например, разбираем нашумевший случай в Сургуте. Там на фасад многоэтажного здания навесили плиты из керамогранита. Материал очень красивый, но тяжелый, а на крепеж денег пожалели, вместо нержавеющих болтов использовали простые и более дешевые. В результате огромные облицовочные плиты стали отваливаться - слава Богу, обошлось без жертв.

За внешней красотой часто скрываются огрехи. И в этом, считаю, главная вина заказчика, не думающего о последствиях. Или у него нет грамотных специалистов, а соответственно, не организован контроль за состоянием здания, за работой строителей, а у тех не хватает знаний и квалификации, чтобы сделать ремонт, как положено. Так что в нынешних условиях "сложиться" может любое здание и в любом регионе России.

- Кто должен заставить заказчика обследовать объект?

- Согласно законодательству… сам заказчик. Он должен иметь свою службу технадзора. Гостройнадзор работает лишь в период строительства - проверяет соответствие проекта и так далее. Так устроено законодательство в строительной сфере. А когда здание уже стоит, его должен контролировать заказчик. У него должна действовать служба контроля за состоянием зданий и сооружений. Но эти службы, как показывает практика, не контролируют объекты, деньги на это жалеют. Либо, что хуже, этих специалистов сократили. У военных такая служба точно должна быть, но не исключено, что она тоже подверглась сокращению.   

- Объем старого жилого фонда в Свердловской области все еще значителен, взять хотя бы "хрущевки". Срок их службы давно истек, но люди живут в них до сих пор. Некоторые специалисты говорят: это опасно, в железобетонных панелях  сгнила арматура и стены держатся на одном бетоне. Так ли это?

- Официального срока службы у "хрущевок" нет. Насколько мне известно, быстрее всего они приходят в негодность в приморских городах, где высокая влажность и соль в воздухе. Там быстрее происходит коррозия металла, разрушаются сварочные швы. Никто точно не знает, сколько может простоять "хрущевка" - я слышал мнение, что 50 лет выдержат, но и этот срок прошел.

Это опять же вопрос обследования, которым должны заниматься муниципальные власти. Они должны иметь службу, которая проверяла бы состояние бетона, швов, но таких служб, как я знаю, все меньше и меньше.

Беседовал Анатолий ГОРЛОВ

Еще в сюжете: Обрушение казармы ВДВ в Омске

Актуальное