Скандал с Boeing угрожает экономике США

Проблемы неминуемы.

Финансовые трудности, с которыми рискует столкнуться корпорация Boeing после авиакатастроф, произошедших с разрывом в четыре месяца, могут больно ударить по экономике США.

Эксперты убеждены, что ущерб может быть куда больше, чем от недавнего 35-дневного правительственного шатдауна (приостановки работы), к которому привел конфликт Дональда Трампа с демократами из-за бюджета-2019, сообщает РИА Новости.

Стоит напомнить два лайнера Boeing 737 MAX 8 при схожих обстоятельствах потерпели крушение в Индонезии и Эфиопии. В общей сложности погибли 354 человека. После этого пользователи по всему миру решили приостановить эксплуатацию самолетов данного типа. Затем рекомендации "приземлить" "Максы" выпустил и сам авиапроизводитель.

Теперь Boeing оказался под угрозой массовых отказов от закупок самолетов моделей MAX - авиакомпании заявляют, что доверие пассажиров к лайнерам оказалось подорвано. Страх людей перед падающими воздушными судами, в частности, ощущается и на Среднем Урале, передает "Уралинформбюро".

По данным инвестбанка JP Morgan, темпы прироста ВВП в случае вынужденной остановки производства 737 MAX из-за подрыва доверия пассажиров замедлятся на 0,6% в годовом исчислении (при шатдауне – рост был приторможен на 0,4%).

Первая "ласточка", говорящая об этом налицо - индонезийская авиакомпания Garuda на прошлой неделе объявила об отзыве заказа на 49 "Максов" (4,9 миллиарда долларов США). Перевозчик объяснил это тем, что его пассажиры с настороженностью стали относиться к Boeing 737 MAX 8.

Эксперты не исключают, что примеру индонезийцев могут последовать и другие компании. Известно, что самые крупные партии новых Boeing заказали SpiceJet (Индия), Ryanair (Ирландия), Jet Airways (Индия), Lion Air (Индонезия), Flydubai (ОАЭ), Southwest (США) и Norwegian (Норвегия).

Последняя после глобальной приостановки полетов "Максов" уже объявила о намерении потребовать с корпорации компенсацию за простой лайнеров. Нельзя исключить, что с аналогичными претензиями к перевозчику также обратятся индийская Indian SpiceJet и польская Enter Air. Суммы компенсаций, по оценкам специалистов, могут составить не менее 250 тысяч долларов в месяц за одно воздушное судно. Если учесть, что в общей сложности после крушения в Эфиопии "приземлили" 387 самолетов, то сумма выплат по претензиям для Boeing может оказаться довольно внушительной.

Кроме того, после того, как появятся окончательные итоги расследования, иски против авиапроизводителя могут подать также авиакомпании разбившихся самолетов - Lion Air и Ethiopian Airlines.

Стоит напомнить, первый лайнер рухнул 29 октября 2018 года в Индонезии через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты. Второй потерпел крушение 10 марта 2019 года в Эфиопии. Как и в первом случае, самолет пропал с радаров сразу после взлета (через 6 минут). Расшифровка данных бортовых самописцев, по данным министра транспорта Эфиопии, показала сходство между двумя трагедиями. Причиной, по мнению экспертов, могли стать недочеты системы MCAS, установленной на новых моделях лайнеров.

По данным The New York Times, Boeing, чтобы не отстать от основного конкурента - Airbus, запустившего в 2011 году линейку экономичных моделей Neo, решил оснастить самолеты новыми двигателями с увеличенным диаметром турбины. Это давало 20-процентная экономию топлива. Однако из-за большего размера двигатели невозможно было установить на место прежних. В результате конструкторам пришлось вынести их вперед и закрепить повыше. Все это привело к тому, что нарушилась центровка лайнера - самолет стал задирать нос.

Для того, чтобы исправить ситуацию в Boeing разработали специальную компьютерную программу MCAS, которая должна была выравнивать положение лайнера при задирании передней части. Но система, как утверждают авторы издания, якобы оказалась довольно "сырой" - при ее активации нос самолета опускался в 4 раза сильнее, чем закладывали разработчики. Это и могло привести к тому, что лайнеры срывались в пике.

Чтобы решить проблему, Boeing пообещал усовершенствовать программное обеспечение, выпустить новое сервисное руководство, обновить программу подготовки пилотов, а также снабдить самолеты датчиками, оповещающими пилотов о проблемах в системе маневрирования. Несколькими днями ранее компания уже презентовала новое ПО.

Однако эксперты считают, что несмотря на предпринятые меры, вернуть доверие пассажиров и закрепиться на рынке узкофюзеляжных самолетов производителю будет крайне сложно. Тем более, что конкуренты не дремлют - новинки рынку готовят КНР (самолет C919) и Россия (МС-21).

Еще в сюжете: MAXимум проблем Boeing

Актуальное