Замглавы Минфина признал сферу госзакупок в строительстве неконкурентной

Почти две трети признаны в 2020 году несостоявшимися.

Российская система госзакупок страдает от отсутствия конкуренции, демпинга и непосильной финансовой нагрузки на подрядчиков. Такой вывод был сделан в ходе международного форума World Build/State Contract, прошедшего в Екатеринбурге на минувшей неделе.

Как сообщили "Уралинформбюро" организаторы форума (СРО "Уральское объединение строителей"), в 2020 году доля несостоявшихся госзакупок в области строительства составила около 60%. Наиболее распространенная причина признания закупок несостоявшимися — подача только одной заявки. По мнению замминистра финансов России Алексея Лаврова, выступившего на форуме в режиме онлайн, это признак отсутствия конкуренции в данной сфере.

Участники форума собрали порядка 50 предложений для органов власти, которые, по их мнению, могут исправить сложившуюся ситуацию. В списке предлагаемых мер - обязательное авансирование подрядчиков, приемка и оплата выполненных работ в десятидневный срок, перевод строительных закупок полностью на конкурсную основу, а также право подрядчика увеличить цену контракта, если в процессе его исполнения стройматериалы или оборудование, прописанные в контракте, выросли в цене.

Кроме того, полагают участники форума, в законодательство следует ввести систему рейтингования подрядчиков (в том числе в сфере капремонта), которая позволит определять победителя аукциона не по наименьшей предложенной цене, а по опыту и квалификации. Это необходимо для борьбы с демпингом, который строители считают главным бичом контрактной системы.

"В Госдуме и в министерствах готовы слушать строителей", — заверил "Уралинформбюро" заместитель гендиректора "Уральского объединения строителей" по связям с общественностью Денис Снетков.

Это уже не первая попытка строительного сообщества добиться изменения федеральных законов о госзакупках. В декабре 2020 года Минстрой РФ разработал законопроект, освобождающий строителей от выплаты обязательной банковской гарантии при заключении госконтрактов в рамках федерального закона 44-ФЗ. В числе авторов инициативы была и СРО "Уральское объединение строителей". В апреле прошлого года УОС и НОСТРОЙ направили в правительство РФ пакет антикризисных мер по поддержке малого и среднего строительного бизнеса, среди которых увеличение аванса по строительным госконтрактам до 50% и отказ от аукционов в пользу конкурсной формы закупок.

Актуальное