Вахта безволия

Или северная ловушка для рабочих.

Коронавирусная инфекция поставила в крайне неудобное положение российских вахтовиков. Компании вняли совету властей продлить продолжительность вахты рабочих. Но узнать их мнение об этом, кажется, забыли.

Уехать домой по плану не получится у значительной части тех, кто трудится на нефтегазовых предприятиях Ямала и Югры. В этих двух сырьевых регионах страны традиционно сформирована одна из наиболее крупных "популяций" россиян, работающих вдали от дома. В рамках режима повышенной готовности власти автономных округов рекомендовали местным работодателям продлить продолжительность периода вахты в "соответствии с трудовым законодательством".

Мера выглядит логично. Вахта – это массовая миграция людей из разных уголков страны на север и обратно. Есть и первый пример потенциальной опасности – на Бованенковском месторождении в ЯНАО (лицензией владеет "дочка" "Газпрома") пришлось сначала изолировать 20 человек, которые летели в одном самолете с больным COVID-19, а следом – приостановить работу аэропорта и прекратить смену персонала.

Поэтому сразу после введения режима работодатели начали издавать приказы о продлении сроков вахты. Сейчас профильные сообщества в социальных сетях переполнены сообщениями работников, которые оказались на "продленке".

"Нас на два месяца оставили, Ямало-Немецкий автономный округ", "Новатэк: на три месяца заехали", "Поляновское месторождение (Югра – прим.ред.), до мая", – пишут вахтовики.

С точки зрения закона придраться не к чему. На стороне работодателей Трудовой кодекс РФ. "Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации", – гласит статья 299 ТК РФ.

Как рассказал "Уралинформбюро" юрист, специализирующийся на трудовом праве, официальное согласие работника на подобное продление все же необходимо. Другое дело, если человек будет отказываться от настойчивой позиции руководства, то он рискует лишиться работы.

"Но из-за ситуации с коронавирусом все сглаживается, все права так или иначе могут ущемляться. Поэтому, да, человека могут уволить, если он будет отказываться от продления вахты. А что насчет профсоюзов, если их нет, то, получается, и согласовывать вопрос не с кем", – отметил собеседник.

Один из работающих на Ямале вахтовиков на условиях анонимности сообщил агентству, что у людей просто не было выбора. "У нас же нет профсоюзов. Нас никто и не спрашивал, хотим ли мы остаться или нет. Если честно, все возмущались, всем это не понравилось. Но куда человеку деваться? Они все [работодатели] это знают. Во многих организациях людей просто поставили перед фактом. Я знаю тех, кто решил домой поехать, доходило до увольнений", – отметил он.

Социальные сети сейчас переполнены сообщениями рабочих о том, что их просто поставили перед фактом. При этом некоторые узнавали об увеличении длительности вахты вскоре после приезда. "Работать начали только, но сказали, что до июня. У нас, кто хочет после вахты уехать, их не задерживают, но когда потом вызовут – это вопрос", – отметил еще один представитель профессионального сообщества.

Есть и те, кто в плюсе. В частности, один из сотрудников подрядной организации в ямальской Сабетте (опорный пункт проекта "Ямал СПГ" компании "Новатэк") утверждает, что никто никого насильно не держит. Более того, работникам пообещали за дополнительные рабочие месяцы определенную премию. Так что для части рабочих продление вахты является плюсом из-за дополнительного заработка.

Чего не скажешь о тех, кто дома ждет своего возвращения на работу – из-за продления периода вахты меняется длительность междувахтовых отпусков. По закону, отдыхающим все равно должны платить, но зачастую речь идет о скромных суммах. Части людей повезло – по признанию рабочих, если трудишься в "большой" компании с белой зарплатой, то во время отпуска дают хорошие деньги.

"А кто, интересно, нам будет оплачивать отсидку дома и платить кредиты? Может тоже губернатор ЯНАО? Всю серьезность я понимаю, но кредиты за меня никто платить не будет. Сначала пусть договорятся с банками об отсрочках платежей и детей накормят", – пишут вахтовики в социальных сетях.

Такая проблема действительно есть, подтвердил один из опрошенных "Уралинформбюро" вахтовиков.

"Обидно, что люди дома сидят, кто-то до июня будет сидеть, а у людей семьи, ипотеки. Зарплаты у нас все равно маленькие. Такие зарплаты получали в начале 2000-х. Мне кажется, скоро весь север встанет – всем уже надоело за копейки работать", – отметил он.

Артем ПЕТРОВ

Еще в сюжете: Пандемия COVID-19