Ущербу от катастрофы в Норильске дали оценку в рублях

Боновые заграждения препятствуют растеканию нефтяного пятна. Instagram Виктории Абрамченко

Экологи опасаются, что ЧП останется безнаказанным.

В результате разлива порядка 20 тысяч тонн дизельного топлива на ТЭЦ-3 (Норильско-Таймырская энергетическая компания, принадлежит "Норникелю") в Норильске, ущерб только водным объектам на Таймыре может превышать 6 миллиардов рублей, и это - без учета ущерба почве и вреда от испарения загрязняющих веществ в атмосферу. Такую оценку случившемуся дали в российском отделении Greenpeace. Экологи опасаются, что виновник аварии может избежать полной финансовой ответственности, передает "Уралинформбюро".

Разгерметизация цистерны с соляркой произошла 29 мая. По одной из версий, ЧП могло произойти якобы из-за того, что ветхие опоры цистерны подломились. Причем, по данным Greenpeace, в 2018 году аварийный объект прошел проверку Ростехнадзора.

После случившегося огромный объем топлива вылился на местность. Солярка проникла в почву и ближайшие водоемы – реку Амбарная (обеспечивает водой жителей района Кайеркан Норильска), озеро и реку Пясино, впадающую в Карское море. Собрать в день катастрофы удалось только 100 тонн дизеля. По оценкам прокуратуры Красноярского края, общая площадь загрязнения нефтепродуктами в результате разлива составила 180 тысяч квадратных метров. По оценке главы Росприроднадзора, в реки попало 15 тысяч тонн дизельного топлива. Случившееся объявили чрезвычайной ситуацией федерального масштаба.

С помощью установленных боновых заграждений удастся собрать только незначительную часть загрязнения, поэтому можно утверждать, что почти все дизельное топливо останется в окружающей среде", - убежден проектный директор российского Greenpeace Владимир Чупров.

Такая же позиция транслируется telegram-каналом "Зеленый змей". Вредные вещества по мере следования дизельного пятна в сторону Северного Ледовитого океана, будут оседать в иле. Если не произвести его очистку, то во время паводков или дождей будет происходить их вымывание и продолжение движения по течению с параллельным нанесением ущерба всему живому. На ликвидацию этой аварии могут понадобится не только миллиарды рублей, но и многие годы, пишут администраторы паблика.

Также по теме: Недра разлива

Представители Greenpeace напомнили также о сложившейся в стране практике ухода от ответственности за загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Есть риск, что экологический вред не будет компенсирован полностью - таким образом устроено действующее законодательство, считают эксперты.


Так выглядит река после разлива. Фото: РЕН.ТВ, vk.com

"Хотелось бы также получить от компетентных органов опровержение информации о том, что глава Росприроднадзора пользовалась самолетом "Норникеля". Иначе это очень похоже на попытку повлиять на главу природоохранного контрольного ведомства страны в преддверии тщательного разбора аварии, которое неизбежно, исходя из ее масштабов. Это крайне болезненная ситуация, которая требует ясности", – отметил директор по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России Иван Блоков.

Стоит напомнить, после ЧП в Норильске были возбуждены три уголовных дела: по части 1 статьи 254 УК РФ – порча земли, статьи 246 УК РФ – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и статьи 250 УК РФ – загрязнение вод. Дела передали в центральный СКР. Ситуация находится на особом контроле Генпрокуратуры.

В МЧС 4 июня заявили, что решение по способам ликвидации последствий ЧС найдено.

Еще в сюжете: Горючие реки "Норникеля"