Китово горе

Фото: Greenpeace

Шагнет ли Россия к цивилизованному миру?

Со скандала с "китовой тюрьмой" в Приморье прошло более трех лет, но в России до сих пор не закрыт вопрос с выловом морских млекопитающих для шоу. Кардинально ситуация может измениться в 2022 году – законодатели хотят поставить крест на добыче некоторых животных в культурно-просветительских целях.

Долгий путь

Активная фаза истории "китовой тюрьмы" началась осенью 2018 года. Борьба за освобождение незаконно выловленных для китайских океанариумов косаток и белух была долгой, резонансной, не обошлось без участия Кремля.

Удивительно, что после известных событий постоянного запрета на вылов этих животных для шоу введено не было. Неужели лобби тех, кто зарабатывает на дельфинах и белухах, действительно так сильно?


Животные в "китовой тюрьме". Фото: Вячеслав Козлов для Greenpeace

Как нередко бывает в резонансных случаях, свое слово сказал президент Владимир Путин – в начале декабря он согласился с тем, что добычу с целью развлечения необходимо прекратить. Вскоре Госдума одобрила запрет на промышленный и прибрежный вылов китообразных. Но, по мнению активистов Greenpeace, "он не ограничивает вылов для индустрии развлечений, а запрещает то, чего и так нет". Примечательно, что депутаты Светлана Бессараб, Владимир Бурматов и Николай Валуев предлагали поправки о запрете на вылов в учебных и культурно-просветительских целях, под видом которых животных и добывают для зрелищных мероприятий, но они были отклонены.

Владимир Бурматов, несмотря на решение коллег, в разговоре с "Уралинформбюро" назвал принятый законопроект шагом вперед, признав, что "хотелось большего".

"Я видел комментарии, что запрет промышленного и прибрежного вылова не ведется на протяжении нескольких десятилетней. Послушайте, он не ведется, потому что мы ратифицировали ряд международных соглашений. А если бы они были денонсированы? А у нас приоритет национального законодательства. Сейчас, чтобы не происходило, этот вылов уже незаконен", – отметил он.

По словам депутата, предложенная поправка не прошла по "юридической технике". Сейчас в Госдуму внесен новый законопроект, согласно которому добыча китов, дельфинов и морских свиней в культурно-просветительских целях (уже без учебных) должна быть запрещена.


Акция Greenpeace у Кремля в 2019 году. Фото: Денис Синяков для Greenpeace

Владимир Бурматов считает, что этот законопроект будет принят, ведь есть поручение главы государства. Другой вопрос – когда это произойдет? Не исключено, что депутаты займутся им лишь весной.

Законопроект, согласно пояснительной записке, "приведет к закрытию возможностей пополнения дельфинариев, морских цирков, и так далее животными, отловленными в природной среде, но не запрещает пополнение рожденными в неволе особями". При этом вылов в учебных целях все же может стать проблемой.

Бизнесу помогут лазейкой?

Как говорит ведущий эксперт Greenpeace Оганес Таргулян, в случае принятия законопроекта, выловленных в учебных целях морских млекопитающих нельзя будет использовать для зрелищно-развлекательных мероприятий.

"Даже если дельфинарий "переобуется", получит лицензию (а у многих есть сейчас лектории), они не смогут их демонстрировать во время шоу, но смогут использовать в каких-то учебных целях. Получается некая "серая" зона, насколько это будет выгодно-невыгодно, непонятно, конечно, лучше было бы и в учебных целях [запретить]", – отметил он.


Выпуск косаток. Фото: Вера Воробьева для Greenpeace

В "Экологической вахте Сахалина", в свою очередь, более резко отреагировали на последние законодательные перипетии. "Мы считаем, что попытки сохранить отловы в "учебных" целях направлены на возможность будущих отловов белух. […] Если законодательно запретить отловы китообразных в учебных и культурно-просветительских целях, то отлов белух станет невозможным. Это пугает коммерсантов – им нужно пополнять свои коллекции артистов. Поэтому они всеми способами мешают принятию полного запрета и хотят создать лазейку в виде "учебных" целей", – говорится в заявлении организации.

С активистами не совсем согласен Владимир Бурматов: "Изучать морских млекопитающих надо. Важно, чтобы под это не маскировались те же самые. Это уже вопрос правоохранительных органов".

Как бы там ни было, принятие закона будет большим достижением. В случае запрета на вылов дельфинариям придется либо импортировать животных, либо пользоваться их негласной подменой. Как считает Оганес Таргулян, покупка будет не очень дорогим удовольствием. А о популярной практике замены замученного животного на браконьерскую копию уже много лет говорят экоактивисты.


Косатка в "китовой тюрьме". Фото: Вячеслав Козлов для Greenpeace

Мнение значительной части общества по этому вопросу было сформировано даже не вчера. Предложение запретить добычу китообразных в учебных и культурно-просветительских целях на сайте Российской общественной инициативы собрало 100 тысяч подписей еще в 2019 году, но оно было отклонено властями. Причину Таргулян видит в простом отсутствии мотивации: "В принципе, для чиновников в этом нет никакой выгоды, деньги какие-то это не принесет, какие-то патриотические скрепы не прибавит".

Сейчас стационарные и передвижные дельфинарии запрещены на территории 19 европейских государств. России до этого еще далеко, но есть поручение президента.

Артём ПЕТРОВ

Еще в сюжете: Китовая тюрьма