"Китовая тюрьма" в Приморье: как животных превращают в рабов

Под носом губернатора Кожемяко.

"Центр адаптации морских млекопитающих", расположенный в бухте Средняя под Находкой (Приморский край), не случайно прозвали "китовой тюрьмой". Почти полгода там томятся 11 косаток и 87 белух, выловленных российскими компаниями для дальнейшей передачи в китайские океанариумы. "Прежде косатки в Приморье исчезнут, чем китайские океанариумы ими насытятся", - горько замечает руководитель региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.

По его словам, состояние млекопитающих вызывает серьезное опасение. Белухи ежедневно испытывают сильнейший стресс от дробления льда над их головами, а у косаток зафиксировано обморожение, причем одна из них близка к гибели. О нарушениях в поимке и содержании животных неоднократно заявляла Генпрокуратура, их также признали в Росрыболовстве, выдающем квоты на отлов китообразных. Тем не менее, судьба узников "китовой тюрьмы" остается туманной, а компании-отловщики продолжают настаивать на своем праве продать животных в Китай. Подробности – в интервью "Уралинформбюро".

- Дмитрий, в январе общественники совместно с ветеринарами и экологами приняли участие в проверке "Центра адаптации морских млекопитающих", где содержатся киты и белухи. Что она показала?

- Проверка была 18-29 января, 24 января мы обнародовали предварительные результаты. Окончательные должны появиться через неделю. Что там происходит сейчас, мы не знаем. Это же тюрьма, а любая тюрьма малодоступна для посетителей из внешнего мира. В отличие от обычных пенитенциарных учреждений, в которых законодательством предусмотрен общественный контроль, там его нет. Во время проверки нас (общественников – прим. ред.) туда не пустили, и мы снаружи с большой тревогой наблюдали за тем, как "тюремные камеры" китов покрываются льдом – в отличие от остальной территории бухты и самого моря. Тому есть несколько причин. Во-первых, "тюрьма" находится в самой глубокой части закрытой бухты, во-вторых, окружена несколькими заграждениями, что ограничивает движение воды. "Камеры" начали замерзать уже в конце декабря, а в середине января много льда намерзло и за их пределами. Условия для животных становятся все более тяжелыми.

- Для них пребывание в таких суровых погодных условиях – непривычно?

- Белухи как раз в таких условиях и живут. Но… в таких, да не таких. Зимуя во льдах, они находятся в естественной среде, в состоянии свободы. Могут получать пищи столько, сколько им нужно для выживания, и, самое главное, очень активно двигаются. Благодаря этому процессы в их организмах, в том числе метаболические, происходят очень активно, что приводит к выделению тепла и к поддержанию нормальной температуры тела. А здесь они вроде бы в привычных условиях, но замкнутое пространство очень сильно нарушает естественный ход всех процессов в их организмах.

Кроме того, вольеры очень быстро замерзают – буквально за ночь они покрываются льдом. "Тюремщики" вынуждены их постоянно чистить. Мы наблюдали за этим процессом: в небольшом вольере одновременно работали 12 человек – ломали, долбили лед, выгребали его лопатами. Белухи приспособлены жить во льдах, но не к тому, чтобы эти льды в нескольких метрах от них постоянно долбили. Для них это серьезный стресс. Все китообразные – очень высокоорганизованные животные со сложной эмоциональной системой. У многих из них лимбическая система, связанная с органами чувств, развита гораздо сильнее, чем у человека. Чем чувствительнее животное, тем большее влияние на него оказывает стресс.

- В сети появились кадры с места – один из "узников", детеныш косатки, застыл между льдинами и практически не двигается. "Это уже не вопрос этики или морали, это вопрос жизни и смерти!" – кричат общественники.

- Косатки в отличие от белух не зимуют во льдах. Те косатки, которые являются узниками "китовой тюрьмы", относятся к экотипу плотоядных. Все плотоядные косатки, которые наблюдаются в дикой природе, имеют характерные следы на теле – от укусов небольших тропических акул. Эти следы есть и на некоторых детенышах, которые сидят в "китовой тюрьме". У нас есть основания предполагать, что косатки, в том числе дальневосточные, зимой на некоторое время уходят в тропики. Лед для них нехарактерен, и, конечно, они страдают от холода.

По предварительным данным, примерно половина косаток в "китовой тюрьме" имеет следы обморожения. С одного самца по имени Кирилл, буквально клочьями слезает кожа, уже почти с половины спины и плавника сошла. Кроме того, Кирилл очень длительное время проводит в полной неподвижности. Это очень плохо - надо двигаться, чтобы не замерзнуть, а он просто "висит" на поверхности, в этой ледяной "каше", которая постоянно покрывает его спину.

Ветеринары зафиксировали у Кирилла так называемое щадящее дыхание – осторожное, сдержанное. Оно появляется тогда, когда есть какое-то заболевание или повреждение внутренних органов, возможно, воспаление легких. А пневмония для китообразных в большинстве случаев смертельное заболевание, ее очень сложно вылечить.

- Сколько животных находится в "китовой тюрьме"?

- 11 косаток и 87 белух. Изначально было 90, но три из них пропали. Мы не исключаем, что они погибли. Фирмы-отловщики заявили, что животные сбежали, составили акты. Они и в отношении остальных животных могут прикрыться такими бумажками. Это настолько циничные люди, которые рассматривают животных исключительно как наживу, как товар, который нужно скорее продать и заработать денег.

Помимо косаток и белух там есть еще тюлени и моржи. Причем последних держат в огромном железном ангаре в полной темноте. Детеныши – 5 самок и 1 самец – сидят в клетках и вообще не видят света. Тюленятник находится на этой же территории. Все эти животные также приготовлены к экспорту в Китай. У нас есть копии ветеринарных заключений.

- Ситуация с "китовой тюрьмой" получила широкий резонанс осенью 2018 года. Как давно там находятся животные?

- Косатки поступили примерно в конце августа. Белухи поступали с конца августа по начало октября. Компании-отловщики заявляют, что выловили косаток в разных местах, но у нас есть серьезные подозрения, что это происходило на одной территории – там, где животные питаются летом. Численность плотоядных косаток гораздо меньше, чем рыбоядных, но при этом поймать их проще. Рыбоядные обитают в открытом море и держатся очень крупными семьями. Тогда как плотоядные косатки, чьи семьи намного меньше, летом держатся на мелководье, в узких заливах на севере Хабаровского края, что облегчает их поимку.


Фото: pixabay.com.

Самая большая сложность при поимке косатки – это глубина, поскольку она может уйти вниз на несколько сотен метров. Но на мелководье не сбежать – отловщики на быстроходных катерах обметывают ее сетями. Надо понимать, что невозможно поймать отдельно одну косатку. Это высокосоциальные животные, которые всегда живут семьями и по одиночке в принципе в природе не встречаются. Минимальный размер семьи плотоядных косаток – три животных, средний - пять, шесть, семь. Семьей руководит опытная и крупная самка, рядом с которой находятся ее дети. Часто в семье бабушки бывают! Даже люди не особо с бабушками живут, а для косаток это характерно. У них семейная структура очень развита и вызывает большое уважение, потому что они друг друга всегда поддерживают, защищают и спасают.

Когда отловщики окружают детенышей сетями (на взрослых не охотятся, потому что их сложно транспортировать и приручать), взрослые их всегда защищают. Это очень жестокий промысел, потому что у матерей буквально отбирают детей. Самку могут пристрелить, если она сильно мешает поимке или запуталась в сетях. Либо ее отпускают с такими травмами, что потом она погибает. Этот промысел – настоящее варварство!

- "Китовую тюрьму" осудили многие россияне. Люди собирают подписи в защиту животных на платформе change.org, выходят с пикетами. Возмущение связано именно с масштабностью отлова млекопитающих?

- По масштабам эта "китовая тюрьма" беспрецедентна. Никогда и нигде в мире не было таких массовых отловов морских млекопитающих для их содержания в неволе. Но дело не только в этом. Тут и жестокость самого промысла, и серьезное изменение отношения людей к животным. В последнее время появляется все больше информации о том, в каких условиях морские животные эксплуатируются в Китае. Это просто ужас. Недавно телекомпания "Аль-Джазира" опубликовала расследование о китайских океанариумах. Многие из них настолько интенсивно эксплуатируют животных, что буквально за год получают гигантскую прибыль. Но при этом животные погибают в течение года-двух.


Видео: youtube.com.

В дельфинариумах есть такой аттракцион – поплавать вместе с дельфином. После этого животное выглядит очень усталым – не передвигается, просто "висит" на поверхности. Для китообразных состояние "висения" совершенно не характерно. Косатки, например, в день могут проплывать до 150 километров. Также и дельфины – когда они не двигаются, а "висят", это показатель их очень тяжелого физического и эмоционального состояния.

Почему еще такой резонанс? Дело в том, что в последние несколько лет отлова косаток в России не было. Мы думали – все, удалось прекратить этот грязный бизнес. И тут внезапно внутри Росрыболовства что-то произошло. Когда ведомство утвердило общий допустимый улов всех водных биоресурсов на 2018 год, то косаток там не было. Их в апреле внезапно включили в список, нарушив все допустимые сроки. Росрыболовство потом признало это в ответ на заявление Генпрокуратуры.

Мы увидели, что идет наглое проталкивание масштабного вылова косаток. Это усугубляется тем фактом, что последние два-три года в Китае наблюдается настоящий бум на строительство океанариумов и дельфинариумов. У них это называется "тематические морские парки". Сейчас там строится около 30 новых, и каждый из них мечтает заполучить несколько косаток. Да скорее косатки в Охотском море закончатся, чем рынок ими насытится!

- Почему именно в Китае такой спрос на морских животных?

- Сейчас в Китае люди богатеют очень быстро - там формируется гигантский по своим масштабам средний класс, который хочет и готов оплачивать себе развлечения. Если раньше основная масса населения была озабочена вопросом пропитания, то сейчас на первый план вышла тема развлечений. Крупные компании, которые массово строят огромные жилые районы, одновременно возводят парки развлечений, в том числе океанариумы. Один такой океанариум сразу повышает ценность жилья и спрос на него. Этот стремительный бурный рост благосостояния очень сильно обгоняет рост этического развития.

- На ситуацию с "китовой тюрьмой" обратили внимание многие известные люди. Администрация президента России дала задание губернатору Приморья Олегу Кожемяко заняться вопросом незаконно выловленных животных. Почему же ситуация до сих пор не сдвинулась с мертвой точки?

- На наш взгляд, молчание Олега Кожемяко – с периодическими краткими сигналами о том, что все под контролем - уже становится просто неприличным. Под каким контролем? Наши волонтеры наблюдают за "китовой тюрьмой" постоянно, но никогда не видели и не слышали, чтобы Кожемяко побывал там или направил туда свою проверку, или наладил ветеринарный контроль, что является законодательным требованием. Поэтому мы считаем, что губернатор просто обманывает общественность, когда говорит, что ситуация под контролем! Кроме того, контроль животным не помогает. Им могут помочь только практические решения о выпуске.

Кожемяко ограничился тем, что обратился к рыбохозяйственным институтам с просьбой высказать мнение о возможности выпуска косаток и белух. В начале января они дали совместный ответ, что на данном этапе этого делать нельзя – можно либо в конце весны, либо в начале лета. Мы допускаем, что это действительно так. Для косаток в этой местности очень мало корма, а выпускать здесь белух вообще противозаконно. Если косатки еще заходят в эти края, то белухи – нет. Их однозначно надо транспортировать на место вылова. В отличие от косаток они живут крупными стаями, и выпускать их надо рядом с ними. Тогда у них будет максимальный шанс выжить.

Но для того, чтобы животных выпустить в начале лета, надо уже сейчас принимать принципиальное решение об этом. Это - юридический вопрос, надо действовать через суд. Компании-отловщики не согласны выпустить животных. Они же не самовольно их выловили. Государство в лице Росрыболовства дало им такое разрешение. И теперь необходимо это разрешение и выданные квоты на добычу признать недействующими. Прокуратура неоднократно заявляла, что животные выловлены незаконно. Раз так – предпримите действия, чтобы вернуть их в среду обитания! Но пока ни одно ведомство не обратилось с иском в суд. Тихоокеанский флот выразил готовность помочь экологам в транспортировке косаток и белух, за что ему огромное спасибо. Но сама операция по возвращению требует серьезной подготовки. Многие животные из "китовой тюрьмы" уже сейчас нуждаются в реабилитации для возвращения в среду обитания.

- Китообразные не защищены в России законодательством. Были ли от экологов инициативы по ужесточению данного вопроса?

- Конечно, были! Они постоянно туда поступают. Сейчас мы ведем сбор подписей на сайте "Российской общественной инициативы" за запрет на вылов китообразных в учебных и культурно-просветительских целях и просим россиянам помочь нам в этом. При наборе определенного количества подписей правительство обязано рассмотреть инициативу в качестве законопроекта. Надо понимать, что "культурно-просветительскими" целями прикрывается по сути индустрия развлечений. Какие могут быть культура и просвещение, когда они основаны на мучении и уничтожении животных? Это полная ерунда, профанация и подмена понятий.

В мире всего две страны, где китообразных отлавливают для содержания в неволе - это Япония и Россия. Но в Японии отлавливают только дельфинов, а в России – еще белух и косаток. Во всех остальных странах отловы в принципе не ведутся. Где-то они запрещены, где-то от них просто отказались. Например, в США не было специального запрета на отловы – от них отказались под давлением общественного мнения еще 30 лет назад. Более того, там сейчас полностью запрещены покупки китообразных за рубежом. Последняя попытка купить российских белух была предпринята в штате Джорджия в 2012 году. Общество экологов подало иск в суд и выиграло! Сделка была заблокирована. На сегодня в США в неволе содержится 24 косатки, никто их не собирается никуда продавать, они по сути доживают свой век в океанариумах. Для белух там строятся два аквария – этаких "домов для престарелых", где они также будут доживать без участия в представлениях.

Давайте вспомним. Еще каких-нибудь 100 лет назад во многих странах, в том числе в России, людей показывали в зоопарках. Были, например, загоны с пигмеями, которых демонстрировали как экзотических животных. Сейчас это немыслимо. Точно так же в XXI веке абсолютно нет места работорговле высокоразвитыми животными, использованию их как товара, рабов для развлечений. У каждого экотипа, каждого клана косаток есть свой язык. У них есть имена - они обращаются друг к другу по имени. Нам еще только предстоит узнать, насколько это развитый и сложный мир, существующий параллельно с нами.

Кристина ШАБУНИНА

От редакции:

1 февраля три сахалинские общественные организации – "Экологическая вахта Сахалина", "Друзья океана" и "Клуб "Бумеранг" подали в Южно-Сахалинский горсуд исковое заявление о выпуске на свободу косаток и белух. Ответчиками по иску являются Росприроднадзор, Минсельхоз РФ и Росрыболовство. Заинтересованные лица – компании-отловщики "Афалина", "Океанариум ДВ", "Белый кит" и "Сочинский дельфинариум", а также Приморское погрануправление ФСБ России.

Зоозащитники требуют признать незаконным бездействие Росприроднадзора, обязать его безвозмездно изъять косаток и белух из незаконного владения коммерческих компаний и выпустить в естественную среду обитания. Они также настаивают на признании незаконными ряда приказов Минсельхоза и Росрыболовства об утверждении общего допустимого улова косаток и белух в 2018 году, о распределении квот на их вылов и об утверждении планов осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях.

Фото: Дмитрий Лисицын, facebook.com

Еще в сюжете: Китовая тюрьма

Актуальное