Уральская ВСМ довезет до Свердлябинска

Процесс уже пошел?

Судьба концессионного соглашения по высокоскоростной магистрали Челябинск - Екатеринбург (ВСМ) решится после 31 января 2020 года. Эта дата ознаменует завершение переговоров между хозяйствующим партнерством "Уральская скоростная магистраль" (УСМ) и федеральным Минтрансом. Об этом "Уралинформбюро" сообщил директор УСМ Сергей Бревнов на одной из площадок международной выставки ИННОПРОМ-2019, открывшейся в Екатеринбурге 8 июля.

Обсуждение перспектив строительства ВСМ состоялось в рамках панельной дискуссии "Формирование агломераций как инструмент развития регионов", в которой приняли участие представители федерального Центра стратегических разработок (ЦСР), Свердловской железной дороги, УСМ и правительства Свердловской области.


Директор УСМ Сергей Бревнов - справа

Проект уральской ВСМ не первый год обсуждается на федеральном уровне. Изначально предполагалось, что уральская ветка станет частью ВСМ "Евразия", которая пройдет через шесть государств евразийского континента. В марте 2019 года проект уральской ВСМ попал в долгосрочную инвестиционную программу Российских железных дорог, расписанную до 2025 года.

Стоимость проекта может составить около 500 миллиардов рублей. Дороговизна является одним из ключевых аргументов против строительства высокоскоростной магистрали на Урале. Оппоненты убеждены, что столь серьезные суммы правильнее было бы потратить на развитие автодорог и метрополитенов.

Однако руководитель Свердловской железной дороги Иван Колесников предложил участникам дискуссии оценивать потенциал ВСМ не только по прямому, но и по косвенному эффекту от ее эксплуатации. По его мнению, строительство магистрали станет драйвером развития региональной промышленности, а значит, и поступления инвестиций в регионы УрФО.

Важно понимать, что появление ВСМ Челябинск - Екатеринбург - прецедентный вопрос, важная точка, в направлении которой будет двигаться скоростная магистраль от Москвы», - сообщил глава СвЖД, призвав решить вопрос с Уральской магистралью в течение ближайших пяти лет.

Судя по всему, процесс уже пошел. Как сообщил Сергей Бревнов, "Уральская скоростная магистраль" уже подала в правительство РФ частную инвестиционную инициативу с обоснованием суммы инвестиций. Документ прошел технологический и ценовой аудит. В данный момент партнерство ведет переговоры с Минтрансом России по условиям заключения соответствующего инвестиционного соглашения. Окончательно решения министерства придется ждать до февраля следующего года.

"ВСМ – основной инструмент, который позволит добраться из центра Екатеринбурга в центр Челябинска всего с четырьмя остановками за 1 час 10 минут со скоростью 300 километров в час. А цена билета на этот поезд будет конкурировать со стоимостью поездки в междугороднем автобусе (порядка 500 рублей – прим. ред.)", - пообещал Бревнов.


Так выглядит зарубежная ВСМ

Еще одни аргументом в пользу ВСМ может стать возможность использовать магистраль и для передвижения нескоростных поездов – для которых количество остановок на трассе увеличится до шести за счет Снежинска и Сысерти. При этом пассажиропоток на челябинском направлении уже к 2034 году увеличится на 4 миллиона человек, в том числе за счет двух дополнительных транзитных направлений (до Нижнего Тагила и Тюмени), спрогнозировал руководитель УСМ.

Спор о судьбе ВСМ не случайно был приурочен к теме крупных городских агломераций. Так, по мнению вице-президента Центра стратегических разработок Натальи Труновой, Уральская магистраль необходима в том числе и для создания метрополии – конгломерации городов-миллионников УрФО, которая позволит вывести мегаполисы Урала на новый уровень экономического развития и тем самым повысить ВВП России.

На Южном Урале при этом с прохладцей отнеслись к идее вкладывать деньги в скоростной железнодорожный путь, аргументируя тем, что для региона лучше будет развивать внутреннюю транспортную систему.

Ранее о необходимости объединения крупных городов страны в шесть метрополий заявлял глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин.
Как известно, ставка на метрополии давно сделана в Китае, США и ряде стран Евросоюза. Города, объединенные в метрополию, в разных странах мира дают от 20 до 53% к национальному валовому продукту. Однако если в том же Китае список таких городов насчитывает 18 позиций, а в США – 30, то в России на этот статус могут претендовать лишь два миллионника – Москва и Санкт-Петербург, посетовала Трунова.

Как считает президент ЦСР, Уральская метрополия могла бы стать ведущим центром России в сфере новых технологий машиностроения и металлургии, нефтехимии и биотехники.
Правда, какое имя будет носить проектируемый кластер уральских миллионников, пока не решено. Среди вариантов, оглашенных в ходе панельной дискуссии, звучали "Челяботеринбург", "Свердлябинск" и не претендующее на оригинальность наименование "Уральская агломерация".

Еще в сюжете: ВСМ Челябинск - Екатеринбург