Эксперт отмел альтернативную версию взрыва дома в Магнитогорске

Ошибка проектировщиков исключена.

Трагедия в Магнитогорске породила бурные споры в соцсетях о том, мог ли взрыв бытового газа произвести такие катастрофические разрушения. Выдвигались, в частности, альтернативные версии случившегося: ошибки при проектировании пострадавшего дома либо критическая концентрация газа, скопившегося за годы эксплуатации в лифтовой шахте подъезда №7. Корреспондент "Уралинформбюро" обратился с этим вопросом к директору Института проектирования и экспертиз, члену экспертного совета СРО "Уральское объединение строителей" Евгению Лоскутову.



— Если мы полностью исключим криминальную версию, то причин аварии может быть две. Первая - неисправность газовых систем общего пользования, то есть тех, которые находятся за пределами квартиры и являются зоной ответственности соответствующей управляющей компании. Вторая - неисправность газовых систем внутри квартиры.

Сегодня в Российской Федерации, к сожалению, отсутствует какой бы то ни было качественный надзор за газовыми системами внутри квартиры. Фактически собственник может провести либо незаконную перепланировку либо просто не следить за техническим состоянием газовых приборов. В результате это приводит к таким серьезным последствиям.

Мог ли взрыв бытового газа разрушить весь подъезд дома в Магнитогорске? Тут следует сказать, что пострадавший в Магнитогорске дом сделан из сборного железобетона. Система сборного железобетона более подвержена каким бы то ни было разрушениям, чем монолитные здания. Если бы взрыв газа произошел в монолитном доме, вероятность разрушения была бы значительно ниже либо вообще равнялась нулю.

Что касается альтернативных версий о том, что дом якобы был построен с ошибками. Теоретически к разрушению здания может привести неправильный расчет несущей способности конструкций. Но в случае с домом в Магнитогорске я на 100% исключаю вероятность того, что это ошибка проектировщика. Данное проектное решение — типовое, в советские времена оно использовалось во многих регионах и союзных республиках. И даже если мы говорим о каком-то нарушении (при строительстве или проектировании – прим. ред.), то можно говорить либо о каком-то заводском браке, либо о некачественно выполненных строительно-монтажных работах. Но скорее всего, все-таки имела место халатность со стороны собственника квартиры или управляющей компании.

Стоит напомнить, что в 2017-2018 годах в регионах России произошло свыше 20 взрывов бытового газа в многоквартирных жилых домах, повлекших человеческие жертвы и серьезные разрушения конструкций. В частности, к обрушению кровли, перекрытий и фасадов привели взрывы в Ростове-на Дону (январь 2018 года), Мурманске, Краснодаре и Санкт-Петербурге (март 2018 года), Волгограде (май 2017 года), Ижевске (ноябрь 2017 года).

Обрушение подъезда в доме №164 на проспекте Карла Маркса в Магнитогорске произошло в 6 часов утра 31 декабря 2018 года. Погибли 39 человек. По официальной версии причиной трагедии стал взрыв бытового газа.

Как сообщалось ранее, подъезды №7 и №8, наиболее пострадавшие от взрыва, будут снесены, а сам дом "поделен пополам" на два отдельно стоящих здания.

Следственная группа Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета России отрабатывает все возможные версии случившегося. Доказательств того, что был совершен теракт, не обнаружено.

Еще в сюжете: Взрыв дома в Магнитогорске