"Открылись новые сведения". У свердловчан появилась надежда сохранить Уктусский аэровокзал

Визуализация: Алиса Степанова

На его месте хотят построить ТЦ, совмещенный с автовокзалом.

Екатеринбургские градозащитники подали повторную заявку на включение здания аэровокзала "Уктус" в реестр объектов культурного наследия. Об этом сообщили активисты движений "Реальная История" и "Мирные Жители", сообщает "Уралинформбюро".

Как пояснила координатор движения "Реальная история" Марина Сахарова, в заявке будут учтены "новые сведения" - в частности, анализ интерьеров и мемориальная значимость объекта, связанная с историей Великой Отечественной войны.

"Когда мы подавали первое заявление (в областное Управление госохраны объектов культурного наследия. - Прим. ред.), было невозможно попасть внутрь здания аэровокзала, поэтому его интерьеры в заявлении не были описаны, - пояснила Сахарова. - Кроме того, сегодня установлены дополнительные сведения о мемориальной ценности здания. На его стене есть табличка, посвященная погибшим во время Великой Отечественной войны. Среди них есть Герои Советского Союза, награжденные этим орденом еще до войны".


Фото: группа "Аэровокзал аэропорта Уктус" в Facebook

Стоит напомнить, это уже не первая попытка горожан добиться включения здания аэровокзала "Уктус" в охранный реестр. В 2019 году они подали соответствующую заявку в областное Управление госохраны ОКН, но получили отказ. По мнению привлеченных Управлением экспертов, объект не обладает исторической и архитектурной ценностью. Градозащитники с этим вердиктом не согласились, безуспешно попытавшись оспорить его в судебном порядке.

Однако в ходе судебных тяжб вскрылось важное обстоятельство: оказывается, подписавший отрицательное заключение "приглашенный эксперт" Юрий Курашов (представитель свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры ВООПИК) не имел права выступать от имени отделения. Об этом градозащитникам сообщили в центральном аппарате организации.

Кроме того, выяснилось, что далеко не все эксперты дали отрицательные отзывы по объекту. Так, представители областного НПЦ по охране памятников в своем заключении подробно описали интерьеры здания и отметили высокую степень сохранности конструктивных и декоративных элементов. Также положительные отзывы поступили от представителей российских отделений ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест), DOCOMOMO (Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения) и Музея истории Екатеринбурга.

"Учитывая, что мы получили новые сведения об интерьерах здания, о недостоверной справке от регионального отделения ВООПИК, новое заключение центрального совета ВООПИК, мы посчитали возможным подать новое заявление, тем более что в нем участвуют архитекторы, имеющие высокий статус и квалификацию", - заявила Марина Сахарова.

Стоит напомнить, статус ОКН должен спасти здание аэровокзала от сноса, грозящего ему в связи с планами компании "Малышева 73" построить на этом участке торговый комплекс "Золотой" с функциями автовокзала.

Впрочем, юридических оснований снести здание у застройщика до сих пор нет: аэровокзал находится в федеральной собственности и закреплен на праве оперативного управления за Ространснадзором по УрФО. Таким образом, распоряжаться его судьбой может только российский Минтранс. По этому поводу между компанией "Инвестторгстрой" (связана с ООО "Гринвич", ключевым инвестором строительства ТЦ "Золотой") и уральскими управлениями Ространснадзора и Росавиации продолжается судебная тяжба.

Здание Уктусского аэровокзала построено в 1937 году по индивидуальному проекту, объединившему стилистики конструктивизма и неоклассики (так называемый "постконструктивизм"). В течение нескольких десятилетий Уктусский аэропорт был ключевым пунктом на магистральном маршруте от Москвы до Иркутска, а также связывал Свердловск с отдаленными поселениями Северного Урала и Приполярья.

В конце ХХ века аэропорт Уктус перенесли на окраину Арамиля, а на месте летного поля был построен микрорайон Ботанический. Градозащитники считают объект уникальным (это единственный аэровокзал России, построенный до 40-х годов прошлого века и сохранившийся до нашего времени в неизменном виде) и предлагают после реставрации разместить в нем районный информационно-просветительский центр с библиотекой и музеем истории авиации.

Еще в сюжете: Снести нельзя оставить