Мусорные партизаны

По всей России.

Мусорная реформа разворачивается по описанному ранее сценарию. Сначала – непонимание и удивление населения, затем – возмущение и открытые протесты по всей стране. Пожалуй, только масштаб мусорных волнений предугадать не удалось. В Архангельской области противостояние местных жителей и власти вылилось едва ли не в военные действия – с партизанами и баррикадами. Жители других регионов стараются не отставать – выходят на митинги, везут жалобы в Кремль и отказываются платить по новым тарифам, передает "Уралинформбюро".

"Защити свое Поморье!"

Мусорная реформа ударила сразу по нескольким фронтам. Так, в разы выросла плата за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) – для жителей страны, где в каждой третьей семье, по данным Росстата, не хватает денег даже на покупку обуви, это оказалось серьезным ударом.

Не менее критическим фактором стали изменения экологического характера. По всей стране идут протесты против строительства того или иного мусорного завода и организации новых полигонов.

Наиболее горячая точка в этом смысле – Архангельская область. Противостояние жителей и власти длится там уже больше полугода. Люди требуют остановить строительство мусорного полигона на станции Шиес, расположенной в 500 километрах от регионального центра. Согласно задумке, полигон станет пунктом приема ТКО из Москвы. В течение 20 лет на него планируется ежегодно свозить порядка 500 тысяч тонн отходов из столицы.

Выстраивать конструктивное общение у властей и жителей региона пока не получается. Люди провели уже несколько масштабных митингов. В ходе акций протеста, состоявшихся 7 апреля, протестующие архангелогородцы заявили о том, что выступают против мусора в городе и против "мусора в губернаторском кресле", и потребовали отставки губернатора Игоря Орлова, которая, по данным источников в Кремле, уже близится.


Фото: Александр Песков, паблик "Архангельск против московского мусора"/"ВКонтакте"

Глава региона за словом в карман не лезет. На встрече с профсоюзными лидерами 6 апреля он назвал выступающих против московского мусора "всякой шелупонью" и добавил, что ему "плевать на их рейтинги и на то, что они о нем думают".

Ежедневные новости из Архангельской области – все равно что вести с фронта. В декабре прошлого года активисты движения "Поморье – не помойка!" организовали круглосуточную вахту рядом с местом строительства мусорного полигона на станции Шиес. Каждую неделю туда приезжают добровольцы: наблюдают за происходящим на объекте, фиксируют нарушения закона и блокируют автомобили с топливом для строительной техники.

В середине марта бытовку с активистами протаранил экскаватор, в результате чего один из общественников получил серьезные травмы. 19 апреля неизвестные сожгли два деревянных моста, ведущих к станции Шиес. По путепроводам техника доставляла топливо на стройку полигона. Экоактивисты заявили, что не знают, кто устроил поджог.

20 апреля произошло еще одно ЧП с пострадавшим. Полиция опечатала вагончик активистов. Один из них в это время находился внутри, он отравился угарным газом. После этого полицейские потребовали убрать палатки и вагончик. Отказ сделать это обернулся для протестующих задержаниями.

Сдаваться поморцы не намерены. Очередной экопротест в регионе запланирован на 19 мая.

Президент рассудит

Закипает и Свердловская область. Особенно горячо – на юго-западе и севере региона. Так, жители Красноуфимского района протестуют против планов властей и регоператора ООО "ТБО "Экосервис" построить мусоросортировочный завод и полигон рядом с населенными пунктами и детским лагерем. Люди собрали более 10,3 тысячи подписей против строительства объектов.

Красноуфимцы беспокоятся, что появление на запланированных участках мусорной инфраструктуры ухудшит и без того непростую экологическую обстановку в муниципалитете, и предлагают властям рассмотреть другие площадки для стройки. Однако чиновники и регоператор, по словам людей, на контакт идут не слишком охотно. Люди готовы ехать в приемную президента и в Генпрокуратуру, а также собираются выходить на улицы. Митинг против мусорного завода и завышенных цен на отходы запланирован в Красноуфимске на 4 мая.

Неприятным и, возможно, не до конца учтенным последствием для властей стал также массовый отказ россиян платить за вывоз отходов по повышенным тарифам. Из отчета министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Кобылкина президенту следует, что за первый квартал собираемость мусорных платежей по стране составила 50,3%.

При этом в ряде регионов – Дагестане, Самарской области, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Пермском крае – сбор платежей не дотянул и до 20%. По мнению директора ассоциации "Чистая страна" Руслана Губайдуллина, сложившаяся ситуация может вынудить некоторых регоператоров уйти с рынка, а ряд из них приведет к банкротству.

Свердловская область в "черный список" не попала, однако и ей гордиться нечем. Собираемость в регионе мусорных платежей, вошедших, к слову, в пятерку самых высоких по стране, не поднялась выше 30%.

"Мы понимали, что в первом полугодии так будет. И ожидаем, что в течение года выйдем на собираемость выше 50%", - заявил областной министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов, добавив, что у всех регоператоров по обращению с ТКО есть "подушка безопасности" в виде банковских кредитов.

Повышать сбор платежей будут методом кнута. Регоператоры уже начали претензионно-исковую работу по юридическим лицам, а во второй половине текущего года трясти долги начнут и с физлиц.

В дальнейшем, после взимания задолженности с жителей, а взиматься они будут с процентами, кредиты будут погашены за счет этих поступлений", - подчеркнул Николай Смирнов.

Пока областные власти грозят судом, свердловчане ищут справедливости в Кремле. Жители Нижнего Тагила, для которых в регионе был установлен один из самых высоких платежей за мусор (142-160 рублей с человека в месяц), отвезли коллективное письмо против высоких тарифов в администрацию президента и в Генпрокуратуру.

"Нам пообещали не игнорировать наше коллективное обращение. Будут задавать вопросы нашему министру Смирнову: почему так получилось, что Нижний Тагил протестует, собирает подписи и привозит в Москву. По шапке прилетит. Нам так озвучили", - сообщили активисты в группе "Тагил за перемены" в соцсети "ВКонтакте".

Рассказать забыли

По мнению председателя регионального экологического движения "Зеленый фронт" Сергея Лоскутова, протест, выраженный в отказе платить по квитанциям, приведет к тому, что будут затеяны "серьезные и очень массовые исковые производства".

Регоператоры точно пойдут на это. И многие люди подпадут под штрафные санкции. Это может привести к сложным ситуациям. Очень трудно выплачивать большие суммы сразу", - отметил Лоскутов в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро".

Политолог Александр Пирогов считает, что людей так или иначе заставят платить – для взыскания долгов инструментов много.

"Другой вопрос – насколько жестко это будет происходить. По большому счету все будет зависеть от качества работы региональных и муниципальных властей и регоператоров. Это касается как сбора платежей, так и эффективности работы, умения сглаживать конфликтные ситуации. Если требовать плату в жесткой форме, но при этом совершать многочисленные нарушения, указывающие на то, что население элементарно обирают, конечно, это приведет к вспышке протестных настроений. Если же процесс будет смягчен - качественной информационной кампанией, включением в работу властей всех уровней и контролем за работой регоператоров, то серьезных взрывов можно избежать", - уверен эксперт.


Митинг против мусорной реформы в Екатеринбурге

Мусорная реформа, подчеркивают аналитики, оказалась такой резонансной потому, что, с одной стороны, вопрос очень сильно перегрели, а с другой – ее плохо подготовили.

"Мы с августа прошлого года выезжали в населенные пункты и проводили информационно-разъяснительную работу. И люди говорили тогда: "когда это еще будет?" и "ничего себе, что еще такое придумали!" По сути дела, до 1 января разъяснительную работу вели в очень узком сегменте. Я считаю, сначала надо было провести качественную информационную кампанию и показать на примерах, как работает новая система. Вот тогда реформа была бы более приятной и понимаемой", - говорит Сергей Лоскутов.

С ним согласен и Александр Пирогов. По его мнению, региональные и муниципальные власти "совершенно спокойно пропустили очень нужные действия по информированию населения, как какие-то несерьезные и ненужные".

"Когда люди столкнулись с мусорной реформой, они пошли к своим муниципальным властям. Те были либо не подготовлены, либо говорили, что реформа - это инициатива правительства, и никакой ответственности на них не лежит. Люди не понимали, что делать и к кому бежать, оказались лишены необходимой информации и поддержки.

Я полагаю, что такой логике последовали почти все муниципальные и региональные власти, а потому мусорная реформа для населения стала громом среди ясного неба", - отмечает политолог.

Сергей Лоскутов предполагает, что основная причина недовольства людей кроется не в размерах мусорных платежей, а в социальной несправедливости:

"Мусорные платежи сильно ударили по бюджету граждан, особенно пенсионеров. У нас почему-то все всегда решается за счет народа. Да, какие-то меры по снижению тарифов принимаются – например, постановление правительства РФ о снижении платы за негативное воздействие (для свердловчан платежи сократились в среднем на 2 рубля – прим. ред.). Но это частичное решение вопроса. Речь должна идти о том, что данная сфера относится к социально важным и зарабатывать на ней нельзя. А у нас из всего делается источник дохода.

Монополисты поделили рынок, подсчитали прибыль, и никто не подумал, как это будет внедряться и чем обернется. По факту мы сталкиваемся именно с этим".

Александр Пирогов считает, что новая система по обращению с ТКО рано или поздно будет принята населением и проводит параллель между мусорными платежами и сбором средств за капремонт. "Тогда система со скрипом, но работать начала", - отмечает он.

Собеседник также предполагает, что некоторые региональные операторы могут уйти с рынка, не справившись со своими обязательствами по строительству инфраструктуры, должной обеспечить эффективность мусорной реформы. И тогда на рынок зайдут новые участники.

"За серьезным бизнесом всегда много охотников. В первую очередь, это федеральные игроки. Поэтому через 3-4 года я не исключаю серьезного передела в сторону федеральных компаний, которые смогут аккумулировать весь мусорный рынок в стране, пользуясь преференциями в виде власти и силовых структур", - говорит политолог.

Что касается градуса протеста, то, по мнению эксперта, он будет различаться в зависимости от реализации закона на конкретной территории. При этом в Свердловской области процесс реализации мусорной реформы облегчен тем, что серьезных выборов в регионе в этом году не предусмотрено.

"Всегда есть политические силы, заинтересованные в том, чтобы подвигнуть людей на активные действия, на выплеск негатива в сторону других политических игроков. Но крупных выборов в Свердловской области нет, и это позволяет властям рассчитывать на то, что негатив от реформы, запущенной быстро и без должной подготовки, не натолкнется на политический протест. И в этом плане нам немного легче, чем другим регионам, где протест связан с нарастающей политической активностью", - подчеркнул Александр Пирогов.

Кристина ШАБУНИНА

Еще в сюжете: Ветер мусорной реформы