Охранный ордер от бессилия

Как остановить семейное насилие?

Проект закона о профилактике домашнего насилия вызвал серьезную дискуссию среди россиян. Инициаторы документа уверены, что вместо введения дополнительных строгих санкций нужно сделать акцент на профилактических мерах и предлагают ввести охранный ордер.

До первой крови?

Охранный ордер можно будет получить в судебном порядке, а охранное предупреждение выпишет участковый. То есть в дальнейшем можно будет выставить особо буйных членов семьи из квартиры или запретить им приближаться к родственникам.

Юристы настаивают, что домашнее насилие должно стать частно-публичным преступлением. В таком случае государство будет обязано защитить жертву независимо от того, написала она заявление в полицию или нет.

У законопроекта оказалось немало противников. Открытое письмо протеста президенту РФ подписали 182 общественные организации. Их представители высказывают мнение о негативных последствиях охранного ордера и об уничтожении законом прав граждан на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения, права родителей на воспитание детей.

"Ордер может быть выдан без суда и следствия незамедлительно при получении от любых лиц "данных" о факте "семейного насилия", в том числе против воли пострадавшего. Нарушение ордера грозит арестом. То есть желание супруга помириться с супругой может обернуться тюрьмой", - цитирует авторов письма Regnum.


Депутаты Госдумы рассмотрят документ в декабре. Фото: сайт Госдумы РФ.

Член Общественной палаты России Павел Пожигайло также считает, что принятие нового закона может убить демографию и деторождение. "Этот закон не о защите женщин, там есть три статьи об экономическом, сексуальном и психологическом насилии. Фактически этот закон полностью лишает возможности воспитания в семье", – приводит его слова АГН "Москва".

О чрезмерной строгости предложенных законом мер говорит и глава комитета Госдумы РФ по делам семьи Тамара Плетнева. "С одной стороны, нельзя женщин бить. С другой, у нас же люди быстро мирятся. Мужу этот ордер выпишут или посадят, не дай бог, а кто деньги будет зарабатывать?" – заявила депутат.

В свою очередь, юрист, соавтор закона Алена Попова обратилась к россиянам с призывом направить обращения президенту России, в Госдуму и Совет Федерации. "Я не знаю, где консерваторы взяли, что насилие - это требующая защиты семейная ценность, но это кошмар. Кошмар говорить, что насилия в России нет. В 2018 году закон против домашнего насилия так и не был принят. Еще один год прошел с ужасающими историями, множеством жертв и искалеченными судьбами", - заявила Попова.

Активисты считают, что ситуацию с насилием в семье усугубила декриминализация побоев в 2017 году. По мнению юриста Мари Давтян, в результате система предотвращения домашнего насилия, и раньше работавшая неэффективно, сегодня полностью теряет контроль над ситуацией. Она утверждает, что декриминализация побоев была воспринята частью населения России как разрешающий сигнал, законодательное послабление привело к тому, что в большом количестве случаев агрессоры получают лишь штрафы от 5 до 30 тысяч рублей.

Вслед за гибелью жительницы Владикавказа активисты получили поддержку из Северной Осетии. В конце сентября 27-летняя Регина Гагиева скончалась от множественных резаных ран, предположительно, нанесенных ее бывшем мужем. Известно, что ранее она обращалась в полицию с жалобами на побои, но стражи порядка якобы не приняли сигнал во внимание.

Экс-муж напал на девушку в порыве ревности и был задержан в тот же день.

После трагедии в республике сформировалось движение в защиту женщин "Хотæ" ("Сестры"). Местные парламентарии взялись за подготовку обращения к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой вернуть ответственность за побои, совершенные впервые в отношении близких лиц, а также принять закон о профилактике насилия.

По словам председателя парламентского комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Ларисы Ревазовой, трагедии, которые происходят по всей стране, заставляют быть уверенными в том, что либерализация, введенная в 2017 году, не оправдана. "Данное обращение уже рассматривалось нами на заседании в апреле, и поддержано не было. Но страшная трагедия, которая произошла в нашей республике, думаю, на этот раз не оставит никого равнодушным", - цитирует Ревазову "КП-Северная Осетия".

"Важно не просто уйти, но и не вернуться"

Количество обращений жертв насилия в кризисные центры за последние два года увеличилось. Об этом "Уралинформбюро" рассказала президент Межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации "Аистенок" Лариса Лазарева. По ее словам, люди не знают, куда обращаться за помощью, и немногочисленные центры становятся чуть ли не единственным спасительным местом.

Люди, подвергающиеся домашнему насилию, нередко сталкиваются с непониманием и даже обвинениями со стороны внешнего мира. Нередки случаи, когда давление на жертву оказывают родственники. К примеру, матери нередко уговаривают дочерей вернуться к обеспеченному тирану, чтобы не терять финансирование с его стороны", - рассказывает Лазарева.

Страх потерять крышу над головой зачастую становится сильнее чувства самосохранения, и женщины готовы терпеть унижения. Как правило, мужчины являются собственниками жилья, выселить их нельзя, но и идти женщине некуда. Вырваться из такой ситуации удается не всем.

Клинический психолог Юлия Федотова рассказывает, что в подобных случаях все зависит от того, насколько человек чувствует себя способным выжить в этом мире, не только в материальном смысле, но и психологическом.

В основе психологии жертвы – острая неуверенность человека в себе, сформированная в результате детских психологических травм в напряженной, тревожной семейной атмосфере. И как в детстве ребенок, чтобы выжить, цеплялся за то немногое доброе, любящее, что редко случалось в его жизни, так и во взрослой жизни тот же самый "внутренний", травмированный ребенок цепляется за редкие теплые моменты в жизни с насильником. Уходят, но не все и не скоро… В доме, где он подвергается насилию, он как-то научился выживать. А вот как быть за его пределами, где все незнакомо? Этот вариант, прежде всего, выбирается теми, кто материально зависит от насильника (жилье, еда). Это - дети, жены с маленькими детьми, пожилые родители", - отмечает Юлия Федотова.

Эксперты сходятся во мнении - для того, чтобы решить проблему, жертве нужно сделать первый и важный шаг на пути к нормальной жизни – признать факт насилия и проявить желание изменить ситуацию. Поэтому таким людям необходимо создать возможности для психологической реабилитации и помочь с социальной адаптацией. Проблема насилия должна решаться совместно с общественностью и на государственном уровне.

Анна НАСЕКИНА

Еще в сюжете: Эпидемия домашнего насилия