Крабы, гады и Росрыболовство

Иллюзия вседозволенности.

Закон о крабовых аукционах, принятый Госдумой в спешке, называют едва ли не самым скандальным после пенсионной реформы. Эксперты отмечают, что те поправки, с которыми был принят законопроект, уже не ретушируют, а, напротив, подчеркивают – документ готовился в интересах не государства и отрасли, а новых, совершенно понятных, игроков.

Краболовы называют законопроект не только абсурдным, но и лоббистским. А в качестве интересантов указывают ООО "Русская рыбопромышленная компания" (РРПК) Глеба Франка и Федеральное агентство по росрыболовству во главе с Ильей Шестаковым.

Росрыболовство в последнее время не покидает информповестку. Помимо истории с крабами продолжает греметь скандал с "китовой тюрьмой" – ведомство предложило "порыбачить" вновь в 2020 году и выловить 10 косаток и 282 белухи.

О ситуации в отрасли "Уралинформбюро" поговорило с руководителем Информационного агентства по рыболовству Александром Савельевым.

- Генпрокуратура выявила серьезные нарушения коррупционного характера в деятельности Росрыболовства. Что, на ваш взгляд, происходит в этом ведомстве?

- Недавно на одном из телеканалов мы говорили о заморах рыбы в подмосковных реках. Возмущены и экологи, и рядовые жители: кому понравится, когда берега усеяны дохлой рыбой? Мы размышляли о том, кто несет ответственность за эти заморы, и как их предотвратить. И я сказал следующее: Росрыболовство, которое является федеральным исполнительным органом власти, ответственным, в том числе, за рыбоохрану, увлечено решением совсем других проблем. Этому ведомству некогда заниматься дохлой рыбой и организацией любительской рыбалки, которая, к слову, переживает не лучшие времена.

Закон "О любительском рыболовстве" обсуждался и принимался 10 лет, и вот сейчас, когда он заработал, рыбаки возмущены тем, что творится на водоемах. К существующему антропогенному воздействию на рыбные ресурсы в виде канализационных, промышленных и иных сбросов, добавилось еще и то, что рыбаки, ограниченные суточной нормой, часть улова вынуждены выбрасывать, и дохлой рыбы становится все больше. И нужно либо поправки к закону принимать, либо еще что-то делать.

Но, повторюсь, Росрыболовству не до этого, оно занято решением других проблем, скандальных и громких.

- "Выявленные нарушения федерального законодательства подрывают авторитет государства, наносят ущерб экономическим интересам страны", - цитирует первого замгенпрокурора Александра Буксмана "Новая газета". Впрочем, Илья Шестаков с позицией надзорного ведомства не согласился и назвал их "мелкими недочетами", связанными в основном с обращениями граждан.

- Да, в ходе проверки, которая проходила в Росрыболовстве по решению Совета Безопасности с декабря по март, были выявлены нарушения коррупционного характера – такие, как конфликт интересов в деятельности заместителя главы ведомства Петра Савчука. До перехода на госслужбу Савчук работал главой "Русской рыбопромышленной компании" (тогда – ООО "Русское море – Добыча" - здесь и далее прим. ред.), которую называют главным из числа тех новых игроков, ради которых и готовился законопроект о крабовых аукционах.

И потом, вы посмотрите, и недели не проходит, чтобы в том или ином регионе Генпрокуратура не выписала представление Росрыболовству в связи с нарушениями в рыбоохране и по другим поводам, за что ведомство несет ответственность.

- 10 апреля Госдума окончательно приняла законопроект о крабовых аукционах. Российские власти объясняют новеллу намерением победить "крабовую мафию". Дескать, сегодня краболовы получают огромную прибыль, но при этом налогов практически не платят. Однако, по мнению участников рынка, "крабовой мафией" следует считать тех, кто в будущем встанет "у сети".

- Совершенно верно, и все это прекрасно понимают. Эта история началась полтора года назад со знаменитого письма, на которое Владимир Путин необычным образом наложил резолюцию (в ноябре 2017 года президент получил письмо, в котором предлагалось разыгрывать квоты на аукционах. В документе не было подписи и первой страницы, в итоге Путин, вопреки практике, поставил резолюцию на второй. Журналисты тогда предполагали, что письмо отправлено из РРПК, вышедшей недавно на крабовый рынок).

И вот эти полтора года вся отрасль сражается с намерением "Русской рыбопромышленной компании" Глеба Франка монополизировать добычу не только крабов, но и рыбы.

- То есть крабов им мало? Ранее Илья Шестаков ушел от прямого ответа на вопрос, ограничится ли передел рынка только добычей краба.

- Безусловно, не ограничится. Об этом говорится в дорожной карте, подписанной премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в августе прошлого года, - там обозначены аукционы не только на краба, но и на ценные виды рыбы. Этот вопрос также поднимался на недавнем совещании у вице-премьера РФ Юрия Трутнева, который поручил до 20 мая проработать предложения.

Тут совершенно понятная история. Люди с неограниченными финансовыми и административными возможностями утратили возможность "прикладывать" свои миллиарды за рубежом, потому что попали под санкции. И эти сверхдоходы они вынуждены куда-то сейчас инвестировать. Учитывая высокую маржинальность крабового и рыбного промыслов, они сюда и подтянулись.

Напомню, что против законопроекта взбунтовалась вся отрасль. Кроме РРПК и Ильи Шестакова нет, пожалуй, больше никого, кто был бы за этот принцип.

Потому что все прекрасно помнят те аукционы, которые проходили в стране 15 лет назад, и которые разорили отрасль и привели ее в тупик, в глубокий социально-экономический кризис.

Я не буду сейчас повторять все те многочисленные аргументы против законопроекта, которые ранее озвучили Счетная палата, видные российские экономисты, отраслевые ассоциации, союзы и объединения. С целой системой аргументов они выступали на разных площадках.

- В том числе на парламентских слушаниях, прошедших 8 апреля в Госдуме в преддверии второго чтения законопроекта.

- Да. И меня потряс цинизм, с которым глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев и многие его коллеги ломают российское рыболовное законодательство. Не дали выступить представителям отраслевых ассоциаций, закрыли глаза на аргументы, высказываемые их коллегами из Совета Федерации, Госдумы и так далее. Как говорится, охота пуще неволи. РРПК едет как танк, ничего не принимая в расчет.

Оптимистично выглядит то, что ничего у них не получится. Исторический принцип распределения крабовых квот (10-летние квоты на вылов краба, действующие сегодня, были утверждены в 2008 году. Они учитывают историю промысла компаний предыдущего периода) – это не российское изобретение. Этот принцип работает во всем мире и является наиболее эффективным способом добычи крабов и рыбы.

Рыба – возобновляемый ресурс, если к ней относиться бережно. Сохраняется надежда, что ее будут ловить и есть и наши дети, и внуки, и правнуки. К историческому принципу вернется, в том числе и РРПК – ей же нужно будет сохранить за собой достигнутые результаты. Вопрос – в тех потерях, которые мы понесем в результате этих антирыбацких экспериментов.

- Участники рынка настаивают, что крабовые аукционы поставят крест на развитии отрасли.

- Ну, крест это не поставит. Даже войны не поставили крест на развитии отрасли.

- Значит, говорят краболовы, закон оставит без заработка рыбаков десятков регионов, приведет к разорению сотен компаний и росту безработицы.

- Это да. Приведет и к разорению мелких компаний, и к безработице, и к сокращению социальных программ, и так далее. Конечно, будут серьезные потери. Все это, думаю, мы увидим в ближайшее время воочию.

- При том, что последствия грозятся быть крайне тяжелыми, удивляет то, что законопроект принимался "на скорую руку".

- Я отвлекусь немного и напомню, что закон "О любительском рыболовстве" принимался Госдумой в течение пяти лет, а над законом "Об аквакультуре" работали 17 лет. Зато поправки, которые, как считают многие, радикально ломают базовый, исторический принцип рыболовного законодательства, принимались в течение недели. Первое чтение в Госдуме было 4 апреля, а третье – уже 10-го. На мой взгляд, документ поступит на подпись Владимиру Путину еще до конца месяца. Президент подпишет его, и он тут же вступит в силу.

Отмечу, что "Русская рыбопромышленная компания" торопится исполнить все формальности, чем для нее представляется принятие законопроекта, до начала сезона. Летом пройдут аукционы, а уже осенью они начнут ловить.

- Еще одна скандальная история, которая не выходит из повестки, - это "китовая тюрьма" в Приморье. На основе квот, одобренных Росрыболовством, в прошлом году из Охотского моря выловили 11 косаток и 80 белух для дальнейшей продажи в китайские океанариумы. Позднее и Генпрокуратура, и суд установили незаконность данного решения.

- "Китовая тюрьма" появилась в результате преступных действий Росрыболовства. Я не оговорился, а именно подчеркиваю – преступных действий. Уже возбуждены уголовные и административные дела, уже Сахалинский суд установил, что вылов косаток был незаконным. Втянули в эту историю Владимира Путина, который поручил еще до 1 марта решить проблему.

Сейчас Россия оказалась в безвыходной ситуации. И животных так просто выпустить нельзя – нужно потратить большие средства, чтобы адаптировать их к жизни в дикой природе (Это одно из предположений. Некоторые ученые настаивают, что китов можно выпустить без реабилитации). И контракт, заключенный с китайскими океанариумами, исполнить нельзя.


В таких загонах косатки и белухи томятся в "китовой тюрьме" в бухте Средняя больше полугода.

Четыре компании, которые выловили косаток и белух, с юридической точки зрения чисты. Они, во-первых, получили разрешение от Росрыболовства на вылов, во-вторых, подписали контракты с китайскими компаниями на поставку животных в океанариумы. Однако теперь исполнение контракта невозможно. И в этом случае наступают некие санкции. Учитывая стоимость контракта и, собственно, цены на косаток и белух (до 10 миллионов долларов и миллиона за особь соответственно), наше государство в результате преступных действий Росрыболовства попадает на колоссальные деньги. Россию нагрузят многомиллионными штрафами. На фоне всего того, что вокруг нашей страны в мире сформировано, всех уже имеющихся санкций, вдруг возникает эта совершенно звериная история.

- Мы еще и ославили себя на весь мир. Кто только не обратил внимания на "китовую тюрьму" в России – и Жан-Мишель Кусто, и Леонардо ди Каприо, и Памела Андерсон, и многие другие известные люди.

- Совершенно верно. Кроме санкций, которые мы как государство понесем, мы терпим еще и репутационные издержки. Во всем мире с содроганием сердца наблюдают за "китовой тюрьмой", за тем, как русские варвары отловили и поместили туда этих умных, удивительных животных. Чтобы помочь им, к нам едет океанолог Кусто с международной командой ученых. Посмотрите на это глазами европейца, или американца, или латиноамериканца. Как это все выглядит?

- И на этом фоне Росрыболовство готовит очередной масштабный отлов морских млекопитающих на 2020 год. По предварительным данным, речь идет о 10 косатках, 282 белухах и 3 680 тюленях. Снова придется вызывать Кусто?

- Аппетит, что называется, приходит во время еды. Насколько я понимаю, чиновники Росрыболовства вовсе не обеспокоены репутационными издержками и санкциями в отношении России. Представьте себе: страна угодила в серьезный скандал, президенту пишут письма известные актеры, общественники, ученые.

И на фоне этого Росрыболовство предлагает: а давайте выловим еще! Это вообще верх цинизма.

- Удивляют аргументы, которыми ученые мужи объясняют вылов косаток. Так, например, замдиректора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Вячеслав Бизиков заявил, что косатки в Охотском море объедают сети на промыслах палтуса и трески. Дескать, из-за китов рыбаки теряют более 50% улова. "Именно высокая численность косаток послужила основой для увеличения квоты", - заявил Бизиков в интервью Национальной службе новостей.

- Это такое смешное заявление. Природа - это не научный сотрудник Бизиков, который, сидя в центре Москвы, делает некоторые заключения. Я рискну предположить, что он и в море не выходил ни разу. В природе существует баланс, она сама себя регулирует, без вмешательства Бизикова.

- Александр, вы верите в счастливую развязку истории с "китовой тюрьмой"? Удастся ли освободить узников? Эксперты подтвердили, что реабилитация косаток и белух возможна.

- Надеюсь, что все разрешится благополучно, и животные вернутся на волю, к той счастливой жизни, которую они вели до незаконного вылова и заключения под стражу.

Но, вы знаете, меня в большей степени волнует судьба людей. В первую очередь, тех, которые работают в Росрыболовстве. Судьба главы ведомства Ильи Шестакова, его зама Петра Савчука. И, если они избегают наказания сейчас, хочется напомнить им: "Но есть и божий суд, наперсники разврата". Безнаказанно подобное не проходит.

- Вокруг много разговоров о беззаконии, происходящем в недрах Росрыболовства. Но почему-то никто не может остановить его.

- Мы начинаем понимать это, только когда начинаются аресты. Вот Абызова арестовали, Ишаева арестовали, и мы вдруг начали задавать вопросы: а сколько они денег украли, сколько взяток получили? Начали размышлять в категориях, что вот негодяи они какие. Несмотря на то, что беззаконие творится у нас на глазах, мы этого вроде как не замечаем, нас это как бы не касается. И, главное, это развязывает руки тем, кто, собственно, принимает преступные решения. Создает у них иллюзию вседозволенности.

Беседовала Кристина ШАБУНИНА

Фото: pixabay.com, ИА "Уралинформбюро", "Клуб друзей "Эковахты Сахалина"/facebook.com.