Как опрос в референдум рядили

На депутатских слушаниях о храме.

В Екатеринбурге продолжается общественный диалог о судьбе сквера у Театра драмы, где предполагалось строить храм святой Екатерины.

В пятницу, 24 мая, защитников сквера и православных активистов собрали депутаты Екатеринбургской гордумы. Депутатам предстоит решить, проводить опрос или референдум о местоположении храма, а также утвердить перечень возможных площадок строительства, передает корреспондент "Уралинформбюро".

В ходе обсуждений сквозь крики провокаторов до присутствующих в очередной раз пытались донести простую и, кажется, очевидную мысль: референдум в данном случае - затея невыгодная и, по сути, авантюристская. Помимо огромной "дыры", которую он пробьет в городском бюджете, если активистам не удастся обеспечить явку, город долгие два года не сможет выносить болезненный вопрос на всенародное обсуждение.

Общественники, представляющие условных "скверунов" и "захрамовцев", собрались в зале на 5-м этаже мэрии. На входе власти организовали поименную регистрацию и досмотр с металлоискателями.

Как и накануне, во время встречи мэра Александра Высокинского с православной общественностью, зал оказался переполнен. Собрались как представители Екатеринбургской епархии, так и представители штаба Навального в Екатеринбурге, городские активисты и просто прохожие. Как выяснилось, в зале снова присутствовали люди из других городов.

В монотонном гуле голосов возникают всплески первых споров между враждующими сторонами. "...штаб Навального к этому не имеет никакого отношения, и я не имею к штабу Навального никакого отношения", - кипятится одна из активисток.


Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский

Спикер ЕГД Игорь Володин предлагает переместиться в более вместительное помещение. Многочисленная толпа быстро заполняет и другой зал. Мэр Высокинский лично разгоняет фотографов и операторов из центрального прохода. Люди продолжают прибывать.

Уважаемые депутаты, всем хватило мест?" - вопрошает градоначальник. "Киселеву не хватило! Киселева вперед!" - кричат в зале.

Стоит напомнить, Константин Киселев в течение нескольких дней дежурил в сквере вместе с протестующими, чем снискал их доверие.

Высокинский предупреждает присутствующих, что мероприятие - объединяющее и за провокации будут удалять из зала.


Слово просит депутат Роман Ступников

Депутат-коммунист Роман Ступников предлагает учесть результаты опроса ВЦИОМ. По его результатам 74% респондентов признали сквер у Театра драмы неудачным местом строительства храма. "По факту, убрать площадку в сквере или не убрать?" - уточняет Высокинский. Присутствующие одобряют идею с исключением варианта строительства в сквере.

Константин Киселев настаивает на включении в перечень ответов, предложенных в опросе, варианта "Против всех мест". Его поддерживают аплодисментами.


Игорь Володин и Александр Высокинский

Высокинский передает слово спикеру думы Игорю Володину. "Мы хотим услышать ваше мнение. Решение в любом случае принимать представительному органу власти. После сегодняшнего обсуждения мы создадим рабочую группу. Приглашаем представителей обеих сторон в нее войти", - говорит Володин. Он отмечает, что жалобы на проект строительства храма в сквере поступали в основном от жителей Верх-Исетского и Ленинского районов. Очевидно, резонно настаивает Володин, что 50% избирателей референдум не соберет. 50% - это чуть меньше 700 тысяч человек. Количество протестантов в сравнении с этой цифрой - капля в море. Исходя из этого, не трудно угадать - у него практически нет шансов состояться.

Екатеринбурженка Алена Смышляева, прославившаяся тем, что первой в знак протеста влезла на дерево в сквере, неубедительно пытается поспорить с ним.

"У нас ни разу не было референдума в городе!" - выкрикивает она. "Был референдум по упразднению СССР!" - парирует депутат Александр Колесников. Это вызывает волну гула в зале. Смышляева воинственно предлагает таких депутатов отозвать.


Глава горизбиркома Илья Захаров, на заднем плане - спикер думы Игорь Володин

Слово дают председателю городской избирательной комиссии Илье Захарову. Последний пытается вернуть разговор в рамки здравого смысла. Не так-то просто провести референдум, терпеливо объясняет Захаров. Кроме огромных бюджетных трат (120-130 миллионов рублей), он приводит еще один довод: референдум жестко регламентирован законом, а опрос нет.

"Я правильно понимаю, что провести референдум вам мешает нехватка профессиональных знаний", - совершает новый выпад Смышляева. Захаров продолжает, не обращая внимания на провокации. Для референдума нужно собрать 56 тысяч подписей, втолковывает он, процедура может затянуться на полгода. Очевидно, что логичнее будет провести именно опрос, сроки которого устанавливает сама гордума.

Также глава избиркома напоминает, что на референдуме действует ограничение на количество наблюдателей. Следить за процессом смогут лишь партии. При проведении опроса наблюдателей может быть сколько угодно. "Власти города отнесутся к результатам опросам как к обязательным для исполнения. Никто против мнения населения не пойдет", - пообещал Захаров.

Адвокат Роман Качанов предлагает поставить вопрос о запрете строительства в парках и скверах. "Я тоже православный человек, и я тоже против строительства храма!" - эмоционально декларирует он. "Не может православный человек быть против храма!" - кричат из зала.


Присутствующие активисты "рвутся в бой"

Глава местного штаба Навального Юрий Кузьминых заявляет, что депутаты себя дискредитировали. Дискуссия угрожающе переходит в политическую плоскость. "Дайте нам возможность собрать подписи", - требует Кузьминых.

Навальнисты жаждут ответа от депутата Сергея Мелехина, в чьем округе находится сквер. Звучит предложение создать парк Мира на месте снесенной телебашни, разместив в нем храм и мечеть. Люди начинают перекрикивать друг друга. "Люди не доверяют опросам!" - звучит из зала. Со стороны происходящее можно описать словами "лютый хаос". Модераторы Захаров и Володин не справляются с эмоциями толпы.


Эмоции захлестнули присутствующих

Из зала кричат: "Вы никого не представляете! Распуститесь и проведите честные выборы!" Часть присутствующих просит убрать провокаторов из помещения. Действительно, галерка, где засели люди студенческого возраста, явно пытается утянуть происходящее в политику. Депутат Колесников в это время переругивается с православными активистами на предмет, кто из них православнее.

Роман Ступников утверждает, что закон о референдуме сильно устарел. "Процедура непроходная", - взывает он к голосу разума.

Один из выступающих интересуется стоимостью опроса. Один миллион рублей, отвечает Захаров.

Тогда мне непонятно, почему оппозиция предпочитает более закрытую и более дорогую процедуру. Если мы потратим 130 миллионов, а референдум не состоится, то защитники сквера будут довольны. А что будут делать остальные?! Мы потратили 130 миллионов, и все?!" - возмущается горожанин.

Зал аплодирует.


Активистка Алена Смышляева

Алена Смышляева - она пришла на слушания в красивой шляпке - опять пытается устроить революцию. Она требует отозвать депутата Колесникова, заявляет о недоверии думе, предлагает переписать "целый ряд законов", потому что "по ним есть провалы".

На сцене появляется Киселев. Ему тоже аплодируют. "Наша цель - достичь мира, достичь компромисса. Давайте оставим эту риторику: "я православный, а ты нет", - предлагает он. Киселев тоже за то, чтобы в городе проводили опрос. Но при этом, отмечает депутат, правила этой процедуры должны быть четко прописаны. Фактически, говорит он, это должен быть опрос по правилам референдума. В этом случае интернет-голосование будет исключено.


Депутат Константин Киселев

Киселев предлагает установить порог легитимности голосования не менее 250-300 тысяч человек. "50 тысяч голосов подтасовать легко. 300 - практически невозможно", - аргументирует он и предлагает установить обязательный характер итогов опроса.

"Надо погасить эмоции. Обеспечить наблюдение за чистотой проведения опроса", - увещевает Киселев.


Юрист Иван Волков

В полемику вступает юрист Иван Волков, представляющий "заскверовцев". Несмотря на все прозвучавшие доводы, он предлагает обратиться к депутатам Госдумы, чтобы они снизили порог явки на референдум. "Когда надо, законы меняются за два дня", - в запале заявляет он.

Киселев кивает на сидящих в зале депутатов Законодательного собрания Виктора Шептия и Вячеслава Вегнера. Шептий подтверждает, что поправки займут продолжительное время. "Храм подождет!" - кричит Волков. В зале нарастает гул.

В диалог вступает протоиерей Максим Миняйло, единственный вышедший к протестующим в сквере представитель РПЦ. Он сравнивает проект со своим любимым мультфильмом "Маугли", когда перед Лягушонком склонились самые могучие звери. "Кто скажет слово за Лягушонка"?! - восклицает священник. Он убеждает "заскверовцев", что РПЦ им не враг.


Протоиерей Максим Миняйло

Киселев на это замечает, что речь идет о месте, а не о неприятии церкви. "Если храм разместят в другом месте, я первым выйду на субботник", - обещает он.

По словам другого представителя РПЦ, отца Вениамина, проект храма в сквере у Театра драмы превосходит все предыдущие - на площади Труда и в акватории Городского пруда. Священник упирает на то, что вокруг проекта много лжи. Кроме того, ситуацию раскачивают определенные силы, говорит он. Проповедника слушают внимательно до тех пор, пока он произносит слово "майдан". Эта формулировка оскорбляет "заскверовцев". Зал взрывается.

С трудом удается восстановить тишину. Отец Серафим предлагает перенести опрос минимум на месяц вперед, чтобы исключить интриги. Ему аплодируют.

На трибуну поднимается депутат Александр Колесников.

Я буду говорить вещи неприятные и для защитников храма и для защитников сквера. Накосячили все", - предупреждает он.

Колесников упирает на то, что строительство храма в сквере поможет восстановить набережную, что является благом для города. "Хотя город Екатеринбург без храма святой Екатерины - это нонсенс", - подытоживает Колесников, срывая аплодисменты. В этот момент вновь вскидывается шляпка Алены Смышляевой, девушка пытается критиковать депутата за его работу в сфере ЖКХ.

"Отец Максим, у вас тоже есть много православных ведьм, вы знаете!" - обращается к протоиерею Колесников.

Я за храм. Я за храм в сквере. Если мэр примет такое решение, я его поддержу!" - резюмирует депутат, вызывая овацию.

В ответ на это заявление слово берет группа жильцов прилегающих к скверу домов. Ее представителя Татьяну Осинцеву интересует экологическая экспертиза проекта, а также тревожат взрывные работы по соседству с линией метро, которая пролегает под городским прудом. В домах деревянные перекрытия, объясняет она. Женщина боится разрушения памятников архитектуры. Некоторые живут там с 30-х годов прошлого века.

В итоге принимается решение о создании рабочей группы по вопросу. Ее состав, включая делегатов от обеих сторон, будет известен 27 мая.

Дмитрий МИГАЛИН

Еще в сюжете: Драма у Храма