Свердловская Общественная палата ввязалась в спор о храме

Крепко поговорили.

Страсти вокруг сквера Театра драмы в Екатеринбурге не утихают третью неделю. В последние дни в дискуссии вокруг проекта строительства храма святой Екатерины не поучаствовал только ленивый. Утром 31 мая варианты размещения собора обсудили члены Союза архитекторов. После обеда пришел черед Общественной палаты Свердловской области, совет которой провел дискуссию по больной теме, сообщает "Уралинформбюро".

Дополнительной важности и статусности мероприятию добавило присутствие вице-губернатора Сергея Бидонько и его подчиненного - директора департамента внутренней политики Антона Третьякова.

Защитников сквера на заседании представлял депутат городской думы Константин Киселев, сторонники строительства храма и Екатеринбургская епархия для защиты своих интересов делегировали отца Максима Миняйло, который к тому же входит в состав палаты.

Православные готовы к рукопашной

"Эти события не прошли мимо никого. Несколько дней в Екатеринбурге был в центре внимания всего мира. Столкнулись две идеи - храм и сквер", - попытался задать пафосный тон обсуждению председатель Общественной палаты Александр Левин. Он отметил, что многие члены общественного органа с первых дней приняли участие в событиях, поблагодарив за неравнодушие, в частности, командора отряда "Каравелла" Ларису Крапивину и протоиерея Максима Миняйло. Последний буквально с первых дней несогласованных митингов в сквере находился в гуще событий, общаясь с протестующими.

"Все за храм, потому что у каждого в душе есть вера. Все за сквер, потому что горожанам нужны скверы", - продолжал свою замысловатую речь Левин. Он отметил мудрость губернатора и выразил удовлетворение, что в ходе противостояния не пролилась кровь.


Сергей Бидонько и Александр Левин

Нам этот храм дорог, и сквер дорог. Как сделать, чтоб сохранить и то, и то?" – рассуждал Левин.

Однако ответа на этот вопрос оратор так и не предложил.

После главы Общественной палаты выступил Максим Миняйло. Он признал, что согласно большинству опросов екатеринбуржцы приветствуют приостановку строительства в сквере, однако добавил, что, задумывая строительство собора, епархия прошла сложный десятилетний путь компромисса. Проще всего было восстановить храм на историческом месте, а именно на площади Труда: там остался фундамент, что дает РПЦ юридическое право строить новое здание.

Миняйло рассказал о случае, который расценивает не иначе, как знамение свыше. Во время митингов в сквере-у-драмы нашлась крестильная купель Екатерининского собора, которую в 30-е годы прошлого века с руины культового учреждения забрала семья горожан. Увидев конфликт в сквере, потомки тех екатеринбуржцев вышли из тени и передали купель церкви.


Протоиерей Максим Миняйло

Священник акцентировал внимание собравшихся на том, что процедура обсуждения проекта храма проходила публично, а все согласования прошли в соответствии с законом.

Мы хотим услышать от власти и передать нашим людям, где они ошиблись. Я не знаю, что мне сказать этим людям. Меня спрашивают: "Батюшка, а если бы мы нарушили закон, что тогда?" Я же не могу им сказать, что надо было идти туда драться, отстаивать свою правду в рукопашной!" - заявил настоятель Храма-на-Крови.

Максим Миняйло намекнул на участии в событиях сторонних сил, разжигавших конфликт. "Мы не свернем со своего пути, пути добра", - подчеркнул священник в заключение. Он отметил, что консенсус по вопросу строительства храма для православных невозможен.

Заскверовцы грозят авторитету церкви и власти

После Миняйло от лица сообщества "Парки и скверы Екатеринбурга" выступил депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев.

Мы, так же, как и представители епархии, ставим перед собой цель достижения мира и согласия", - заявил он, подчеркнув, что 10 лет назад люди выступили за сохранение архитектурного облика площади Труда, тоже тесно связанного с историей города.

Тогдашние выступления позволили привлечь интерес к наследию конструктивизма в Екатеринбурге и сберечь его, сказал Киселев. По его словам, отстояв пруд от строительства храма на острове, люди защитили городскую реку. Власти, осознав, что людям не все равно, начали вкладывать деньги в благоустройство поймы Исети и набережной. Киселев добавил, что 95% участников митингов не против храма, а за сохранение сквера.

Власть допустила несколько ошибок, отметил депутат. Первая из них - неудачный выбор места. Вторая - люди хотят видеть современную архитектуру. У нас церковная архитектура остановилась в развитии в 1917 году, тогда как в Европе соборы строятся по современным проектам и превращаются в украшения городов, продолжал перечислять Киселев. Третья ошибка, по его мнению, - законодательная. Из процесса планирования градостроительных изменений практически пропали согласительные процедуры с общественностью.


Константин Киселев

Депутат констатировал, что изначально неполитическая ситуация накалилась и перешла в политическую плоскость. Он предложил Епархии отказаться от конфликтной площадки. Депутат призвал услышать не только мнение православных, но и представителей других религий, а также атеистов и агностиков. Киселев заявил, что конфликт привел к росту антиклерикальных настроений, а также к росту недоверия к власти. Он выступил с инициативой запретить строительство в общественных местах.

Официальная власть против "власти улиц"

Следующим слово взял вице-губернатор Сергей Бидонько, рассказавший, что происходящее вызвало у него противоречивые чувства. Он заявил, что не представляет, как можно выйти против строительства храма. По словам Бидонько, многие протестующие не ознакомились с проектом строительства. Собор занял бы меньшую часть сквера, остальная, включая набережную, подверглась бы благоустройству и превратилась в прогулочную зону.

Как бы то ни было, мнение большинства должно стать одним из определяющих моментов, отметил чиновник. На примере олимпийского Сочи и Эйфелевой башни он рассказал, что общественное мнение меняется с точностью до наоборот - от резкого неприятия до гордости за удачно реализованные проекты. Перечень аналогий был продлен программой реновации Москвы.

Вице-губернатор подчеркнул, что затягивание переговоров не приведет к решению вопроса.

В решающий момент мы нашли в себе мудрость сделать шаг назад, а в конечном итоге сделали его вперед", - прокомментировал Бидонько, отметив важность недопущения накала противостояния.

Он сообщил, что составил перечень потенциальных скандальных строительных проектов по области и призвал Общественную палату поучаствовать в их обсуждении. В перечень попало около 10 строек.

Затем Бидонько решил вплести стальную нотку в свое выступление. Чиновник призвал выполнять закон, а не выносить каждый спорный вопрос на референдум. Вице-губернатор высказался против исключения площадки в сквере из рейтингового голосования.

Есть люди, которым важен процесс борьбы. Есть люди, которые преследуют свои цели. Им нужна своя зарплата, картинка, что в России какие-то протесты. С ними нужно работать в разных кабинетах", - зловеще намекнул Бидонько.

"Власть улицы никогда до добра не доводила ни одно государство. Монополия на власть должна быть у государства. Если мы допустим, чтобы улица управляла государством, будет, как в 1917 году. Если уж мы решили выслушать мнения, надо это сделать. Но тогда надо помнить, что демократия это не только свобода, но и власть большинства", - рубанул Бидонько, заявив, что воля большинства будет носить императивный характер даже в случая наличия несогласных.


Сергей Бидонько

Константин Киселев предложил включить в опросный лист строчку "Против всех вариантов размещения храма", но Бидонько отмел это предложение как неконструктивное.

В Екатеринбурге, в православном государстве храм святой Екатерины должен быть. Это символ города, это его душа. Это на века", - заявил вице-губернатор, ненавязчиво перечеркнув 14-ю статью Конституции РФ, утверждающую, что Россия – светское государство.

Выражая личное мнение, Бидонько заявил, что самым удачным проектом был храм на акватории Городского пруда. Это была бы "фишка" уральской столицы, считает он. Тем не менее чиновник готов смириться с любым решением, которое примет губернатор Евгений Куйвашев.

Члены Общественной палаты, которым наглядно продемонстрировали точки зрения всех участников процесса - сторонников сквера, сторонников храма и областной власти, - начали неторопливое обсуждение вышеизложенного. В процессе дискуссии они все больше склонялись к точке зрения Сергея Бидонько. Очертания храма святой Екатерины в сквере-у-драмы, ставшие эфемерными после несанкционированных митингов, стали вновь казаться неотвратимой осязаемостью.

В конечном итоге председатель палаты Левин пообещал аккумулировать все сказанное во время обсуждения и вынести на суд полного состава Общественной палаты.

Стоит напомнить, перспектива строительства собора в сквере у Театра драмы подтолкнула часть горожан к активному протесту. Было решено провести опрос общественного мнения референдумного типа, чтобы выбрать ту площадку, которую одобрит большинство горожан. В течение 10 дней мэрия собирала идеи екатеринбуржцев по поводу места для собора и составила список из более 50 самых популярных предложений. 31 мая архитекторы выбрали среди них пять вариантов, где строительство было бы наиболее разумно с точки зрения профессионалов.

Дмитрий МИГАЛИН

Еще в сюжете: Драма у Храма