В России летают сотни нелегально "доработанных" лайнеров

Без исследований и сертификатов.

Авиакомпаниями эксплуатируется 400 самолетов, в типовые конструкции которых без необходимых исследований и сертификации были внесены изменения. Об этом на правительственном часе в Госдуме сообщил генпрокурор РФ Юрий Чайка.

Он также подчеркнул, что Федеральное агентство воздушного транспорта, которое должно следить за деятельностью авиакомпаний, не принимает надлежащие меры по пресечению подобных нарушений, пишет "Коммерсантъ".

Претензии у надзорного ведомства есть и к Минтрансу. Министерством не были разработаны в полном объеме нормативные документы по вопросам сертификации авиатехники и подготовки персонала. Кроме того, ведомство не утвердило правила наземного и технического обслуживания воздушных судов, требования к их летной годности и типовые профессиональные программы подготовки авиаспециалистов.

О пробелах в воздушном законодательстве - в материале "Авиационный НЕдозор России"

Юрий Чайка подчеркнул, что катастрофа Sukhoi Superjet в Шереметьево, случившаяся 5 мая, в очередной раз обозначила серьезные проблемы в авиационной отрасли, решения которых надзорное ведомство добивается уже несколько лет.

Госпрограмма по обеспечению безопасности полетов в РФ, по данным генпрокурора, не актуализировалась с 2008 года. В документе до сих пор не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов гражданской авиации, а также лицо, ответственное за реализацию программы. В результате государством до сих пор не выполнены обязательства, предусмотренные Конвенцией о международной гражданской авиации.

Кроме того, в России по-прежнему остро стоит проблема подготовки пилотов.

"В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты неполного прохождения летным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения и другие [нарушения]", - заявил Юрий Чайка.

Он заявил, что с 2017 года от полетов были отстранены 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров и аннулировано 160 летных свидетельств.

"Уралинформбюро" неоднократно обращало внимание на нехватку кадров в российской авиации и проблемы подготовки пилотов. Подробнее об этом - в материалах "May Day для авиации России" и "Россия летит к бунту пилотов".

Стоит напомнить, что катастрофа в Шереметьево произошла 5 мая. SSJ-100 "Аэрофлота", на борту которого находились 78 человек, совершил жесткую посадку в аэропорту вылета. По предварительным данным, после серии отскоков от полосы у лайнера сломались стойки шасси, они пробили топливные баки в крыльях. Попавший на двигатели керосин вспыхнул, воздушное судно охватило огнем. Спастись удалось лишь 33 пассажирам и 4 членам экипажа.

По факту ЧП возбуждено уголовное дело. Следствие рассматривает несколько версий случившегося, в том числе техническую неисправность воздушного судна и недостаточный уровень квалификации пилотов.

Официальных результатов расследованиях уполномоченными органами не представлено. Однако в адрес пилотов сгоревшего "Суперджета" прозвучало уже немало обвинений о допущенных в критической ситуации ошибках. Кроме того, эксперты не исключают, что некоторые элементы лайнера могли не соответствовать нормам летной годности.

Ранее по теме:
Аэрофлот опроверг информацию о нарушении инструкций экипажем SSJ-100
У следствия есть вопросы к экипажу сгоревшего SSJ-100
"Аэрофлоту" пригрозили за нарушения в сфере безопасности незадолго до ЧП в Шереметьево
Судебный фарс
Остались в пролете
Росавиация закрыла небо наглухо

Еще в сюжете: Крушение SSJ-100 в Шереметьево