Снос аэровокзала Уктус – симптом нездоровья общества и государства

В Екатеринбурге прошел второй пикет в защиту здания.

Защитники Уктусского аэровокзала намерены обжаловать в судебном порядке отказ Свердловского УФАС остановить закупку по сносу здания, размещенную в начале ноября от имени Уральского упарвления Ространснадзора. Об этом стало известно в ходе очередного пикета, проведенного 20 ноября активистами движений "Реальная история" и "Мирные жители".

Ранее градозащитнки обнаружили в аукционной документации множество нарушений и попытались остановить процедуру, подав жалобу в Свердловское УФАС, но антимонопольная служба отказалась ее удовлетворить.

"Нашу жалобу отклонили с очень сомнительными формулировками, – рассказал "Уралинформбюро" в ходе пикета активист движения "Мирные жители", организатор пикета Алексей Кофман. – Дескать, здание не имеет признаков объекта культурного наследия. Но недавно мы подали заявление о включении аэровокзала в реестр ОКН, и управление госохраны памятников сейчас проводит проверку. Юридически это означает, что объект уже обладает признаками".


Алексей Кофман

Незадолго до пикета стало известно, что вокруг здания аэровокзала начали монтировать глухой бетонный забор, причем, по словам Алексея Кофмана, с нарушениями проекта сноса, в котором ограждение должно стоять ближе к зданию, не мешая проходу пешеходов. Установка забора означает, что снос может начаться в любой момент.

"Мы собираемся обжаловать решение УФАС в суде, – заявил Кофман. – Кроме того, ждем ответа от мэра [Екатеринбурга] Алексея Орлова, которого ранее попросили сформулировать свою позицию в открытом письме".

Стоит напомнить, что это уже не первая попытка движений "Мирные жители" и "Реальная история" достучаться до властей с помощью пикета. Предыдущий состоялся 12 ноября. По мнению активиста "Реальной истории" Владислава Головацкого, такие акции должны убедить чиновников, что мнение общественности заслуживает внимания.

"То, что такие здания сносят – симптом нездоровья в обществе и государстве, – считает он. – Следуя законодательно утвержденным положениям госполитики в сфере культуры, приоритет сохранения исторического и культурного наследия должен быть выше, чем интересы коммерческих структур (в данном случае компании "Малышева 73" Прим. ред.). Однако у нас этот приоритет почем-то не реализуется. Даже официально поставленные на охрану памятники не застрахованы от разного рода деструктивных трансформаций. Что говорить об объектах, не включенных в охранный реестр, хотя их историческая и культурная ценность признана экспертами? Они вдвойне под угрозой! Это явный недочет в законодательстве, который нужно устранить".


Владислав Головацкий (слева) рассказывает горожанам об истории Уктусского аэровокзала

Как известно, истинным заказчиком сноса аэровокзала является компания "Малышева 73", принадлежащая строительным олигархам Заводовскому и Погребинскому. На месте воздушной гавани, построенной в 1937 году, девелоперы планируют построить торгово-развлекательный центр "Золотой".

Если этот план осуществится, Екатеринбург потеряет уникальный во всех смыслах исторический объект - единственный в России, созданный до Второй мировой войны и благополучно сохранившийся до наших дней аэровокзал. Активисты движений "Реальная история" и "Мирные жители" считают, что здание следует признать объектом культурного наследия, реставрировать и разместить в нем музей гражданской авиации. В конце октября они подали в областное Управление госохраны объектов культурного наследия заявку на включение здания в охранный реестр.

Позицию градозащитников разделяют многие известные горожане. Среди них архитекторы, историки, депутаты, члены городской Общественной палаты, журналисты, в том числе главный редактор "Уралинформбюро" Вадим Дынин. Они призывают сохранить Уктусский аэровокзал через СМИ, а также в открытом письме на имя главы уральской столицы Алексея Орлова и свердловского губернатора Евгения Куйвашева.

Кроме того, на днях в защиту здания выступили ветераны и бывшие работники аэропорта Уктус. В своем обращении они призвали руководителей города, региона и федеральных структур (в том числе Минтранс РФ, который является собственником здания) "оказать содействие в сохранении здания Уктусского аэровокзала, как значимого мемориального объекта, хранящего историческую память о становлении авиации на Урале".

Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: Руки прочь от аэровокзала Уктус!